меццо-сопраноОльга Бородина
Ольга Бородина – народная артистка России, лауреат Государственной премии России, солистка Мариинского театра.
Уроженка Ленинграда, Ольга Бородина обучалась в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у Валентины Гаген и в Ленинградской консерватории у Ирины Богачёвой. В 1987 году стала победительницей XII Всесоюзного конкурса имени М. И. Глинки в Баку. В том же году была приглашена в труппу Кировского (ныне Мариинского) театра, где дебютировала в партии Зибеля в опере «Фауст» Гуно. Позднее исполняла на сцене театра ведущие партии в операх Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Сен-Санса, Берлиоза, Бизе, Верди, Россини. Визитной карточкой певицы стала роль раскольницы Марфы в «Хованщине» Мусоргского, которую она впервые спела в 1989 году в постановке Леонида Баратова, возобновленной к фестивалю композитора. С труппой театра исполняла эту партию на Эдинбургском и Зальцбургском фестивалях.
Международная карьера певицы начала активно развиваться после побед на престижных вокальных конкурсах имени Розы Понсель в Нью-Йорке (1988, золотая медаль) и имени Франсиско Виньяса в Барселоне (1989, Гран-при). В 1991 году она участвовала в премьере оперы «Саламбо» Мусоргского в редакции Вячеслава Наговицина в Мериде (Испания) и дебютировала в партии Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского) в спектакле Парижской национальной оперы.
В 1992 году впервые выступила в лондонском Королевском оперном театре Ковент-Гарден, исполнив главную партию в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса (в роли Самсона – Пласидо Доминго). Позднее на знаменитой сцене пела в операх «Золушка» Россини (Анджелина), «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского (Марина Мнишек и Марфа), «Аида» Верди (Амнерис), «Адриана Лекуврёр» Чилеа (Принцесса де Буйон), драматической легенде «Осуждение Фауста» Берлиоза (Маргарита). Сотрудничала с Гамбургской государственной оперой (Марфа в «Хованщине») и Венской государственной оперой (Амнерис в «Аиде»).
Американский дебют певицы состоялся в 1995 году на сцене Оперы Сан-Франциско, где она исполнила главную партию в «Золушке» Россини. Пела также в операх «Кармен» Бизе (заглавная партия), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Любаша), «Самсон и Далил» Сен-Санса (Далила) и «Итальянка в Алжире» Россини (Изабелла). После дебюта в 1997 году на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы («Борис Годунов») была приглашена выступить в операх «Самсон и Далила», «Аида», «Кармен», «Итальянка в Алжире», «Адриана Лекуврёр», «Осуждение Фауста» и «Хованщина», а также в «Джоконде» Понкьелли (Мать Джоконды) и «Дон Карлосе» Верди (Принцесса Эболи).
Сотрудничала с режиссерами Андреем Тарковским, Грэмом Виком, Дэвидом Маквикаром, Гарри Купфером, Августом Эвердингом, Робером Лепажем.
Ольга Бородина много выступает также с концертными программами. В ее репертуаре – романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского и «Шехеразада» Равеля, песни Малера, Де Фальи, сольные партии в Реквиеме Верди, Stabat Mater Россини, кантате «Смерть Клеопатры» и драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, Второй симфонии Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, балете с пением «Пульчинелла» Стравинского.
Концерты певицы проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Ройял Фестивал-холле, Уигмор-холле и Барбикан-центре в Лондоне, Концертхаусе в Вене, Национальной аудитории в Мадриде, Академии Санта-Чечилия в Риме, театре Ла Скала в Милане, Большом театре Женевы, Гамбургской опере, Театре Елисейских Полей и Национальной опере в Париже, театре Лисеу в Барселоне. В 2013 году состоялся юбилейный концерт Ольги Бородиной в Государственном Кремлевском дворце в Москве.
Певица выступала со многими знаменитыми коллективами и дирижерами: оркестром Метрополитен-оперы под управлением Джеймса Левайна, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам) под управлением Мстислава Ростроповича, Национальным оркестром Франции под управлением Джанандреа Нозеды и Даниэле Гатти и др. Многократно участвовала в фестивале BBC Proms в Лондоне, где сотрудничала с Лондонским симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си и Роттердамским филармоническим оркестром под управлением Бернарда Хайтинка, Колина Дэвиса, Валерия Гергиева и Сакари Орамо. Ее партнерами в камерных программах были Дмитрий Ефимов, Семён Скигин, Лариса Гергиева, Василий Попов и Джеймс Левайн.
Эксклюзивная артистка лейбла Philips Classics, Бородина участвовала в записях опер «Хованщина», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Война и мир», «Сила судьбы» и «Дон Карлос», а также «Всенощного бдения» Рахманинова, «Пульчинеллы» Стравинского и «Ромео и Джульетты» Берлиоза. Под тем же лейблом вышел двойной альбом «Портрет Ольги Бородиной» и сольный диск, записанный с оркестром Валлийской национальной оперы под управлением Карло Рицци.
В обширной дискографии певицы также записи оперы «Самсон и Далила» (Erato, в партии Самсона Хосе Кура, дирижер Колин Дэвис), оперы «Аида» Верди и кантаты «Смерть Клеопатры» Берлиоза (Decca, Венский филармонический оркестр, дирижеры Николаус Арнонкур и Валерий Гергиев), Реквиема Верди (Decca, оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев), оратории «Иван Грозный» Прокофьева (Sony Classical, Немецкий симфонический оркестр Берлина, дирижер Туган Сохиев), симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза (LSOLive, Лондонский симфонический оркестр, дирижер Валерий Гергиев). В 2010 году запись Реквиема Верди, сделанная Чикагским симфоническим оркестром под руководством Риккардо Мути при участии Ольги Бородиной, получила две премии «Грэмми».
Певица удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за исполнение партии Любаши в опере «Царская невеста» (1997) и Премии имени Дмитрия Шостаковича от Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (2000). В 2015 году участвовала в работе жюри XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
« назад