виолончельДавид Герингас
Давид Герингас – один из самых прославленных виолончелистов мира. Он был в числе первых музыкантов, познакомивших западных слушателей с новейшей российской музыкой – произведениями современных русских и литовских композиторов-авангардистов Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Виктора Суслина. А композиторы эти в свою очередь часто посвящали Герингасу свои творения.
Давид Герингас родился в 1946 году в Вильнюсе, в интеллигентной еврейской семье. С раннего детства он обучался музыке и добился таких замечательных успехов, что в семнадцать лет без труда поступил в Московскую консерваторию по классу виолончели, где его преподавателем стал Мстислав Ростропович. Те десять лет, которые молодой человек провел рядом с прославленным маэстро, он до сих пор считает лучшим временем своей жизни «Это человек, который умел выжать из ученика самое лучшее, заставить его идти по самому лучшему пути, найти для каждого человека свою дорогу», – говорит Герингас.
Под руководством Ростроповича музыкант стал золотым медалистом на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1970 году, после чего попал в Германию в Гамбурге лауреаты давали концерт, на котором присутствовали лучшие немецкие композиторы. Здесь Герингас, получивший академическое образование, впервые познакомился с новейшими музыкальными течениями того времени – ведь в СССР тогда еще не слышали ни об электронной музыке, ни об авангардных опытах европейских и американских композиторов. К сожалению, окно в мир новой музыки, ненадолго приоткрывшееся, быстро захлопнулось после этой поездки молодого виолончелиста долго никуда не выпускали.
В 1974 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская после долгих преследований эмигрировали из Советского Союза. Давид Герингас, бывший свидетелем и травли, и отъезда своего учителя, давно понимал, что талантливому музыканту, к тому же еврею, в СССР делать нечего. Год спустя он с женой, пианисткой Татьяной Герингас, тоже уехал на Запад. Незадолго до отъезда Герингас спросил у знаменитого Гидеона Кремера «Как ты думаешь, есть там место для нас» А в ответ услышал «Знаешь, там все места уже заняты». К счастью, прославленный скрипач ошибался место нашлось.
Свои первые шаги на международной арене Давид Герингас делал при поддержке Фонда Герберта фон Караяна. Уже через несколько лет музыкант стал широко известен не только своей виртуозной игрой, но и необычным репертуаром, куда входили как редко исполняющиеся произведения эпохи раннего барокко, так и дотоле не исполнявшиеся сочинения современных авторов. Его приглашали играть в самых престижных залах, и каждый раз эти выступления не только собирали аншлаги, но и получали самые высокие оценки музыкальной критики. Вместе с женой, ставшей его партнершей по выступлениям, Герингас давал множество концертов по всему миру – в Риме, Париже, Нью-Йорке, Амстердаме и Вене, в Японии и США.
За запись двенадцати виолончельных концертов Луиджи Боккерини Герингас был награжден Гран-при Академии Шарля Кро, в 1992-м получил премию «За особый вклад в развитие современной музыки», а его исполнение концерта для виолончели Ганса Пфитцнера было отмечено призом немецкой критики как лучшая запись 1994 года. В 1999 году правительство Литвы отметило его заслуги наградой за пропаганду литовской музыки и литовских композиторов, а спустя три года музыкант стал обладателем Литовской национальной премии в области искусства и культуры.
Давид Герингас был приглашен в качестве профессора в Берлинскую высшую школу музыки имени Ганса Эйслера, где преподает по сей день, а в настоящее время является также постоянным приглашенным дирижером Литовского камерного оркестра в его родном Вильнюсе. Не забывает прославленный музыкант и Россию, где постоянно бывает с концертами. Немалый интерес критики и зрителей вызывают его эксперименты с электронными инструментами – например, одна из новейших моделей электронной виолончели Silent Electric Cello знаменитой фирмы Yamaha была создана специально для Давида Герингаса.
« назад