Александр Сладковский: «Мы никого не стремимся удивить. Мы просто честно работаем»

6 сентября 2018
ТАТАРСТАН

Александр Сладковский: «Мы никого не стремимся удивить. Мы просто честно работаем»

Магия высокого искусства.



«…Невозможно поверить, что это играет российский оркестр» – такими словами Грегор Тасси, главный обозрева­тель британского журнала Musical Opinion, заканчивает свою рецензию на запись диска «Симфонии №1, 5, 9. Густав Малер. Александр Сладковский. Кирилл Кондрашин». Рецензию эту не так давно опубликовало влиятельное британское музыкальное издание Musicweb, и для татарстанской культуры это событие. А для Государственного симфонического оркестра РТ – новая высота. Но что за ней? Об этом журнал «Татарстан» беседует с народным артистом России, художественным руководителем и главным дирижёром оркестра Александром Сладковским.

 – «Не каждому коллективу эта музыка «по зубам»», – го­ворил в своё время знамени­тый советский дирижёр Натан Рахлин про симфонии Густава Малера. Вы доказали, что татар­станскому оркестру «по зубам» очень многое. Что для вас лично значит эта очередная победа?

– Для меня это значит только одно. Что все инвестиции и все намерения были не напрасны, и всё, что я обещал сделать восемь лет назад, приступая к этой работе, в какой‑то степени мне удалось реа­лизовать на самом высоком между­народном уровне. И статья Грегора Тасси – тому доказательство.

– Надо сказать, что количе­ство рецензий на диски и кон­церты оркестра только за по­следние три месяца прибли­зилось к десятке. Так, совсем недавно английский критик удостоил эпитета «лучшая» запись оркестром симфоний Шостаковича. Кто из великих станет следующим вашим вдох­новителем?

– Записи – это совершенно не­обходимая часть нашей работы. Любой оркестр оставляет отпе­чаток во времени, и сегодня этот отпечаток выражается в цифре. Это то, что сохранит нас в исто­рии. Жалко, что от Натана Рахлина осталось очень мало записей с ор­кестром Татарстана, если они во­обще остались. Это очень грустный факт. С Фуатом Мансуровым тоже почти не сохранилось звукового наследия – такого, чтобы мы могли сейчас вспомнить, каким был ор­кестр десятилетия назад. А что ка­сается следующего вдохновителя, то поживём – увидим. Музыки ге­ниальной так много, её не то что записать – не переиграть! Главное, чтобы было с кем!

– За восемь лет, что вы стоите у руля оркестра, было сыгра­но какое‑то сумасшедшее ко­личество премьер. Репертуар пополнили даже не десятки – сотни произведений. Почти девяносто из них – сочинения татарстанских авторов. Вы не раз говорили, насколько важна для вас эта тема. Как планируете развивать её?

– На развитие композиторской школы я напрямую не влияю. И в этом смысле ничего не пла­нирую. Что я могу сделать? Играть концерты по сочинениям татар­станских классиков и молодых композиторов, оплодотворять фантазию людей, которые хотели бы сочинять классическую музыку. Я всегда в работе с молодыми ком­позиторами – предлагаю им пи­сать. И не раз мы проигрывали только что написанные сочинения.

– Дирижировать Оркестром Национальной академии Сан­та-Чечилия выдающиеся дири­жёры почитают за честь. Вам же она выпадает не в первый раз. Но чем работа с такими знаме­нитыми коллективами отли­чается от того, что вы делаете, стоя за дирижёрским пультом перед татарстанским госорке­стром? Есть ли в этом какая‑то специфика?

– Конечно есть. Когда я рабо­таю с татарстанским оркестром, я у себя дома, с другим коллекти­вом – я уже в гостях. Но если тебя приглашают в гости, значит, не всё так плохо – значит, всё хорошо! Очень рад, что имею возможность работать не только с нашим орке­стром, но и с другими ведущими оркестрами России, прекрасными западными оркестрами. Впереди большие планы с оркестрами Тай­ваня и Японии. И это очень важный аспект моей работы, ведь за пуль­том любого оркестра я не просто дирижёр Александр Сладковский, я – художественный руководитель госоркестра Татарстана.

– Не так давно вы побывали с гастролями в Китае с Россий­ским национальным оркестром под руководством выдающегося пианиста Михаила Плетнёва. Что открыли для себя в той по­ездке?

– В очередной раз я открыл для себя Михаила Плетнёва. Со­вершенно уникальный музыкант и человек. Мне посчастливилось две недели работать с его орке­стром и с ним в качестве дирижёра и пианиста. Второе открытие – ки­тайские залы, которые строятся сейчас с невероятной интенсив­ностью во всех крупных городах, столицах провинций. Удивитель­ная возможность наблюдать такой интерес к классической музыке и потрясающий рост, связанный с ним. В этом смысле Китай ко­пирует Японию, в которой высту­пать сегодня – особое достижение для любого музыканта. Экономи­ческие результаты и результаты просвещения Японии говорят сами за себя. Японцы очень ценят классическую музыку, прекрас­но разбираются в ней, она часть их жизни, причём с самого детства. Во многом это стало возможным благодаря строительству концерт­ных залов.

– В конце года вы планируе­те отправиться в Китай во вто­рой раз – уже с Госоркестром РТ. Как планируете покорять Поднебесную?

– Покорять будем, как всегда, профессионализмом, мастерством и энергетикой, которая свойствен­на нашему оркестру. Слава о нём уже давно вышла за пределы Та­тарстана, и этот интерес с каждым днём становится более интенсив­ным. Всё это результат большой слаженной работы и совместных усилий – моих, музыкантов орке­стра, сотрудников офиса.

– Держать планку, наверное, ещё сложнее, чем набирать вы­соту, ведь успех имеет и свою оборотную сторону – от вас ждут ещё больших побед. Чем будете удивлять своих поклонников в новом, 53‑м сезоне?

– Мы расширяем горизонты, амплитуды звучания оркестра, улучшаем его качество. Результат этой работы выражается в не­скольких ипостасях: на какие фестивали и в какие концертные залы нас приглашают, с какими звукозаписывающими компа­ниями оркестр работает, сколько концертов в год даёт. И, конеч­но же, самое важное – с какими солистами он играет. Динамику проследить легко. Без преувели­чения, она очень стремительная. И об этом сейчас не говорит разве что ленивый. Поэтому мне прият­но, что мы никого не стремимся удивлять, мы просто честно рабо­таем изо дня в день. И каждый день начинаем с белого листа.

Новый сезон – уже по традиции – должен обернуться для нас новыми точками на карте и покорением престижных площадок. Поэтому, конечно же, мы будем выступать не только в Казани. Одно из зна­менательных событий – собствен­ный абонемент Государственного симфонического оркестра РТ в Мо­сковской филармонии. Концерты запланированы на январь, фев­раль и март 2019 года. И это далеко не все выступления оркестра в сто­лице. Мы будем играть на толь­ко что открывшейся концертной площадке парка «Зарядье», в Кон­цертном зале имени Чайковского и в Большом зале Московской госу­дарственной консерватории имени Чайковского. Также будем высту­пать в Иркутске на Международ­ном музыкальном фестивале Де­ниса Мацуева «Звёзды на Байкале», в Санкт-Петербурге в Мариинском театре «Мариинка-3», в Тамбове на Международном музыкальном фестивале имени Рахманинова… Кроме того, нас уже пригласили принять участие в четырёх концер­тах во Франции, во всемирно из­вестном фестивале фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон, а так­же в двух крупнейших ежегодных фестивалях классической музыки La Folle Journée («Безумный день») во Франции и Японии.

Автор: Анна Белозерова

Источник: « назад