Александр Сладковский: «Мы никого не стремимся удивить. Мы просто честно работаем»
Магия высокого искусства.
– «Не каждому коллективу эта музыка «по зубам»», – говорил в своё время знаменитый советский дирижёр Натан Рахлин про симфонии Густава Малера. Вы доказали, что татарстанскому оркестру «по зубам» очень многое. Что для вас лично значит эта очередная победа?
– Для меня это значит только одно. Что все инвестиции и все намерения были не напрасны, и всё, что я обещал сделать восемь лет назад, приступая к этой работе, в какой‑то степени мне удалось реализовать на самом высоком международном уровне. И статья Грегора Тасси – тому доказательство.
– Надо сказать, что количество рецензий на диски и концерты оркестра только за последние три месяца приблизилось к десятке. Так, совсем недавно английский критик удостоил эпитета «лучшая» запись оркестром симфоний Шостаковича. Кто из великих станет следующим вашим вдохновителем?
– Записи – это совершенно необходимая часть нашей работы. Любой оркестр оставляет отпечаток во времени, и сегодня этот отпечаток выражается в цифре. Это то, что сохранит нас в истории. Жалко, что от Натана Рахлина осталось очень мало записей с оркестром Татарстана, если они вообще остались. Это очень грустный факт. С Фуатом Мансуровым тоже почти не сохранилось звукового наследия – такого, чтобы мы могли сейчас вспомнить, каким был оркестр десятилетия назад. А что касается следующего вдохновителя, то поживём – увидим. Музыки гениальной так много, её не то что записать – не переиграть! Главное, чтобы было с кем!
– За восемь лет, что вы стоите у руля оркестра, было сыграно какое‑то сумасшедшее количество премьер. Репертуар пополнили даже не десятки – сотни произведений. Почти девяносто из них – сочинения татарстанских авторов. Вы не раз говорили, насколько важна для вас эта тема. Как планируете развивать её?
– На развитие композиторской школы я напрямую не влияю. И в этом смысле ничего не планирую. Что я могу сделать? Играть концерты по сочинениям татарстанских классиков и молодых композиторов, оплодотворять фантазию людей, которые хотели бы сочинять классическую музыку. Я всегда в работе с молодыми композиторами – предлагаю им писать. И не раз мы проигрывали только что написанные сочинения.
– Дирижировать Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия выдающиеся дирижёры почитают за честь. Вам же она выпадает не в первый раз. Но чем работа с такими знаменитыми коллективами отличается от того, что вы делаете, стоя за дирижёрским пультом перед татарстанским госоркестром? Есть ли в этом какая‑то специфика?
– Конечно есть. Когда я работаю с татарстанским оркестром, я у себя дома, с другим коллективом – я уже в гостях. Но если тебя приглашают в гости, значит, не всё так плохо – значит, всё хорошо! Очень рад, что имею возможность работать не только с нашим оркестром, но и с другими ведущими оркестрами России, прекрасными западными оркестрами. Впереди большие планы с оркестрами Тайваня и Японии. И это очень важный аспект моей работы, ведь за пультом любого оркестра я не просто дирижёр Александр Сладковский, я – художественный руководитель госоркестра Татарстана.
– Не так давно вы побывали с гастролями в Китае с Российским национальным оркестром под руководством выдающегося пианиста Михаила Плетнёва. Что открыли для себя в той поездке?
– В очередной раз я открыл для себя Михаила Плетнёва. Совершенно уникальный музыкант и человек. Мне посчастливилось две недели работать с его оркестром и с ним в качестве дирижёра и пианиста. Второе открытие – китайские залы, которые строятся сейчас с невероятной интенсивностью во всех крупных городах, столицах провинций. Удивительная возможность наблюдать такой интерес к классической музыке и потрясающий рост, связанный с ним. В этом смысле Китай копирует Японию, в которой выступать сегодня – особое достижение для любого музыканта. Экономические результаты и результаты просвещения Японии говорят сами за себя. Японцы очень ценят классическую музыку, прекрасно разбираются в ней, она часть их жизни, причём с самого детства. Во многом это стало возможным благодаря строительству концертных залов.
– В конце года вы планируете отправиться в Китай во второй раз – уже с Госоркестром РТ. Как планируете покорять Поднебесную?
– Покорять будем, как всегда, профессионализмом, мастерством и энергетикой, которая свойственна нашему оркестру. Слава о нём уже давно вышла за пределы Татарстана, и этот интерес с каждым днём становится более интенсивным. Всё это результат большой слаженной работы и совместных усилий – моих, музыкантов оркестра, сотрудников офиса.
– Держать планку, наверное, ещё сложнее, чем набирать высоту, ведь успех имеет и свою оборотную сторону – от вас ждут ещё больших побед. Чем будете удивлять своих поклонников в новом, 53‑м сезоне?
– Мы расширяем горизонты, амплитуды звучания оркестра, улучшаем его качество. Результат этой работы выражается в нескольких ипостасях: на какие фестивали и в какие концертные залы нас приглашают, с какими звукозаписывающими компаниями оркестр работает, сколько концертов в год даёт. И, конечно же, самое важное – с какими солистами он играет. Динамику проследить легко. Без преувеличения, она очень стремительная. И об этом сейчас не говорит разве что ленивый. Поэтому мне приятно, что мы никого не стремимся удивлять, мы просто честно работаем изо дня в день. И каждый день начинаем с белого листа.
Новый сезон – уже по традиции – должен обернуться для нас новыми точками на карте и покорением престижных площадок. Поэтому, конечно же, мы будем выступать не только в Казани. Одно из знаменательных событий – собственный абонемент Государственного симфонического оркестра РТ в Московской филармонии. Концерты запланированы на январь, февраль и март 2019 года. И это далеко не все выступления оркестра в столице. Мы будем играть на только что открывшейся концертной площадке парка «Зарядье», в Концертном зале имени Чайковского и в Большом зале Московской государственной консерватории имени Чайковского. Также будем выступать в Иркутске на Международном музыкальном фестивале Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале», в Санкт-Петербурге в Мариинском театре «Мариинка-3», в Тамбове на Международном музыкальном фестивале имени Рахманинова… Кроме того, нас уже пригласили принять участие в четырёх концертах во Франции, во всемирно известном фестивале фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон, а также в двух крупнейших ежегодных фестивалях классической музыки La Folle Journée («Безумный день») во Франции и Японии.
Автор: Анна Белозерова
Источник: « назад