Оркестр Сладковского поражает на фестивале фортепианной музыки в Провансе

8 августа 2018
Seen and Heard International

Оркестр Сладковского поражает на фестивале фортепианной музыки в Провансе



Рахманинов, Чайковский: Юлианна Авдеева (фортепиано), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан/ Александр Сладковский (дирижер), 26.07.2018

Прокофьев, Рахманинов, Чайковский: Юрий Фаворин (фортепиано), Александр Малофеев (фортепиано), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан/ Александр Сладковский (дирижер), 27.07.2018

Alexander Malofeev (piano), Alexander Sladkovsky (conductor) & Tatarstan NSO

Александр Сладковский и его превосходный оркестр выступили на двух концертах на юге Франции в рамках ежегодного Международного фестиваля фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон. Концерты оркестра проходили на площадке под открытым небом, конструкция которого восхищает публику своей невероятной акустикой, а перед сценой располагается чашеобразный зал. Камерные концерты фестиваля проходят на других небольших концертных площадках, расположенных на живописной территории парка замка Флоранс.

Это уже 38-й по счету фестиваль, который проходит здесь и привлекает лучших пианистов и оркестры со всего мира. Прошло всего лишь несколько недель, как я слушал ГСО РТ в их концертном зале в Казани, и, насколько я понимаю, за короткий перерыв после фестиваля Сергея Рахманинова «Белая сирень», они показали себя с совершенно новой стороны, поразив своей мощью. Несмотря на жару и душную атмосферу оркестр не только смог удержать публику до конца концерта, но и сорвал полный зал стоячих аплодисментов. Кроме того, на концерте было много приезжих из России, поэтому оркестр встретили с теплом.

Юлианна Авдеева оказалась для меня открытием, она является четвертой женщиной, которая одержала победу на Международном конкурсе пианистов имени Шопена (2010). Помимо этого, она стала обладательницей второй премии  на Международном конкурсе в Женеве (2006) и на конкурсе имени Падеревского (2007). Она часто выступает в Великобритании и имеет несколько записей романтического репертуара.

В третьем Фортепианном концерте Рахманинова еще со вступительных аккордов стало ясно, что Авдеева обладает удивительным прикосновением, ее пальцы почти волшебным образом двигаются по клавиатуре, производя кристально чистые по красоте ноты. Это выступление было совершенно другим, сравнивая его с недавно услышанным выступлением Валентины Лисицы и Дениса Мацуева, которые были сильны в своем романтизме. Это выступление было весьма показательным в арпеджированных пассажах и тончайших украшениях, напоминая нам о почтении Рахманинова к Шопену, и показало глубину славянской души композитора больше, чем выступления других интерпретаторов. ГСО РТ под управлением Сладковского чутко поддерживал ее, было ясно, что они слушали друг друга и находились в постоянном контакте. Особенно ощутимо это было в соло кларнета, гобоя, флейты и валторны, следующих за каденцией в первой части. Это было удивительно выразительное прочтение нот, с ослепительной утонченностью и изяществом исходящих от фортепиано. Некоторые бы предпочли, чтобы это произведение Рахманинова звучало остро, словно высеченное из гранита, это же прочтение было ярким и ясным в своей искрящейся музыкальности.

На бис был сыгран фа-минорный Ноктюрн Шопена, идеально подходящий после такого ошеломительного прочтения Рахманинова.

Во втором отделении концерта прозвучала Пятая симфония Чайковского. Одна из самых великих русских симфоний и, несомненно, одна из самых сложных. Прежде, я не слышал, как этот дирижер исполняет Чайковского, поэтому для меня это оказалось хорошей возможностью увидеть его взгляд на эту выдающуюся работу. Интерпретация была очень музыкальной, уникальной и не подчеркивала мрачность партитуры, которую показывают некоторые дирижеры, особенно это заметно в Вальсе, который Мравинский трактовал, как танец смерти, а не как романтическую балетную пьесу. Здесь Александр Сладковский вывел на передний план связь симфонии с народными преданиями, это заметно и в печальной романтической польской песне о любви, которая звучит в Анданте кантабиле. В его дирижировании было изящество и много красоты. Он напоминает мне Светланова – в его героически выразительных жестах, всегда привнося страсть и эмоции в партитуры. Игра струнных была прекрасна по характеру, словно от первых и вторых скрипок слева и до контрабасов справа исходило золотистое цветение. Это одна из самых ярких черт этого оркестра - от струнных до духовых и перкуссии - очень высокая степень музыкальности, а дирижер, позволяющий всем группам оркестра показать свою виртуозность и качество исполнения, несомненно является его главной особенностью, что и отличает оркестр Татарстана от других российских оркестров, за исключением оркестров Гергиева и Федосеева. У ГСО РТ  действительно нет слабостей, более того, стандарт исполнения находится на высоком международном уровне и дирижер стремится сделать оркестр еще лучше.

Иногда, бис, выбранный оркестром может продемонстрировать всю его виртуозность и довести публику до предела. ГСО РТ исполнил два коротких танца Чайковского - Русский танец из балета «Щелкунчик» и Испанский танец из балета «Лебединое озеро», - и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, современника Мосолова, Хачатуряна и Шостаковича, который я слышал впервые. Гениально построенная пьеса, с доминирующим ритмом ударных и постоянным ревом низких духовых, в конце произведения музыканты пели хором. Если этого было недостаточно, чтобы поставить зал с ног на голову, маэстро Сладковский повернулся к залу и повторил с ним финальные такты  до потрясающего конца и сорвал стоячие овации зала. Это был потрясающий концерт и событие, в полном смысле этого слова.

На втором концертном вечере превосходного оркестра под управлением Александра Сладковского мы услышали двух совершенно разных русских пианистов. Юрий Фаворин, ученик Михаила Воскресенского в Московской консерватории, сочиняет и интересуется современной музыкой и особенно забытой музыкой. Александр Малофеев - блестящий молодой шестнадцатилетний пианист из Москвы, победивший на  Grand Piano Competition в прошлом году, сыгравший уже с несколькими ведущими российскими оркестрами.

Второй концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева - своего рода тестирование для любого пианиста, но для Фаворина это стало идеальным сочинением, показавшим его невероятный талант, он показал красивую мечтательную часть несколько предвкушая чудесный мир Золушки в конце, а затем быстро перешел в Allegretto, где  показал свое высочайшее мастерство в тремолирующих триолях, которую сам композитор охарактеризовал как чрезвычайно сложную часть, это был почти безумный и хаотичный модернистский концерт, и удивительно, что этот оркестр смог совпасть с солистом в каждом аккорде. В коротком Скерцо ноты слетали с его пальцев, и я не могу вспомнить такой блестящей  фантастической виртуозности. Моторный элемент был заметен в захватывающей дух игре, трудно как-либо охарактеризовать этого музыканта, поскольку он является также композитором, пианистом, а запись забытых композиторов, таких как Алкан, Метнер  является частью его карьеры. На каждом этапе ему соответствовали музыканты Сладковского, с блестящими вступлениями тромбонов, труб и ударных в Интермеццо, а угрожающая тема на фортепиано предвосхищала Третий концерт, поддерживаемая игрой кларнетов, гобоев и флейт, в то время как обращение к Шенбергу в финале было тщательно подготовлено солистом перед кульминационными финальными аккордами. Это было довольно потрясающее исполнение, достойное биса. Фаворин сыграл Этюд Прокофьева ор. 2, исполнение которого было просто удивительным.

Третьим российским пианистом, выступившим вместе с татарстанским оркестром, стал блестящий молодой шестнадцатилетний пианист Александр Малофеев, который сейчас уверенно превращается в восходящую звезду российской фортепианной школы. Третий концерт также является сложным, особенно для молодых пианистов. Однако со вступления духовых и взрывного вступления солиста стало ясно, что у этого пианиста исключительный талант не только в технике, но и в артистизме - внимательно слушая оркестр, Малофеев с четкой артикуляцией выводит все мечтательные нотки, а чарующее взаимодействие между музыкантами просто феноменально. Вдруг настроение сменяется продолжительным захватывающим пассажем на фортепиано и диссонирующим вторжением духовых. Во второй части сарказм сменяется мечтательным настроением и диссонансом, смешанным с лиризмом; вновь поддерживая солиста в каждой вариации и показывая высокую виртуозность, музыканты оркестра соответствуют мастерству Малофеева. Финал был блестящей демонстрацией какой-то совершенно потрясающей виртуозности юного москвича в сочетании с великолепным аккомпанированием оркестра. Солист исполнил два фантастически сложных биса: первый - Токката Прокофьева, и второй - Precipitato того же композитора из Седьмой сонаты.

Четвертая Симфония Чайковского завершила этот длинный вечер драматическими вступительными аккордами выдающейся духовой группы оркестра, сыгравшей знаменитую тему-эпиграф вступления, которая задает тон всему произведению и изображает страшную тему судьбы, столь же поразительную, как и в Пятой симфонии Бетховена. Ганс Келлер считал Четвертую симфонию величайшим творением этого композитора.  Конечно, в руках великого дирижера (а Сладковского можно отнести к этой категории) великолепно проявилась вся драматургическая сила этого сочинения, каждый музыкант играл так, словно от этого зависела его жизнь. Духовая группа показала виртуозность, выявляя фольклорные истоки, особенно впечатлило изящное меланхоличное соло гобоя в Андантино. Качество соло можно сравнить с пением птиц, игра флейты, кларнета и гобоя были потрясающей красоты, солисты играли в неторопливом, но элегантном темпе, напоминая мне о детях, играющих на природе.

В блестящем Скерцо, Яконина аккуратно вела скрипки в пиццикато, ноты легко слетали с пальцев музыкантов, вызывая образы природы. Вступление гобоя, подхваченное остальными духовыми, деликатно подвело к репризе с игрой струнных, исчезающих в небытие. Драматические аккорды финала, провозглашая его начало до вступления народной песни «Во поле береза стояла» с игрой духовых и струнных, великолепная игра валторн перед финальной кульминацией, приводящей к торжествующей коде, мастерски управляемые маэстро Сладковским, - все это еще раз доказало, что он такой же великолепный интерпретатор Чайковского, как и Рахманинова.

Бисы были такими же, как и в предыдущий концертный вечер, добавилась только Пляска скоморохов Чайковского. Закрыл концерт «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, произведение, ставшее визитной карточкой оркестра и сорвавшее овации публики. Мне кажется, что в ближайшие годы еще больше людей услышат эту необыкновенную пьесу в исполнении этого выдающегося оркестра из Казани.

 

Gregor Tassie

Перевод статьи

Источник: http://seenandheard-international.com/2018/08/sladkovskys-tatarstan-musicians-amaze-at-an-international-piano-festival-in-provence/


« назад