Дмитрий Шостакович: Симфонии № 1-15, Мелодия - 13 дисков
Масштабная новая полная запись из Казани в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением художественного руководителя и главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского
Благодаря чемпионату мира по футболу 2018 года столица автономной Республики Татарстан Казань должна быть по меньшей мере географическим названием для многих увлеченных спортом. Матч Германия - Корея (0:2) с вылетом чемпиона мира – Германии – проходил в этом городе. С населением свыше 1 млн. жителей это восьмой по численности город России, однако по своему культурному значению Казань следует непосредственно за Санкт-Петербургом и Москвой.
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан был основан в середине шестидесятых годов. Под руководством главного дирижера Александра Сладковского, назначенного на эту должность в 2010 году, он достигает своего расцвета, многократно выступает на международной сцене (в рамках турне по Европе в 2016 году оркестр играл в Вене в Золотом зале «Музикферайн» (Wiener Musikverein) и, по крайней мере после прослушивания нового собрания произведений Шостаковича, может считаться одним из лучших оркестров России. Оркестр уже сделал успешную запись всех инструментальных концертов Шостаковича, которая вышла в 2017 году на «Мелодии».
Конечно, ведомый временем, Шостакович был сначала музыкальным летописцем Советского Союза, где он выступал с идеей создания нового музыкального языка для тогдашнего молодого режима. То, что это происходило не без трений, ввиду его отношения к руководству государства, можно совершенно ясно понять из развития музыкального выражения, стилистических средств и атмосферы его пятнадцати симфоний. В целом, его произведения наполнены коллективным противоречивым опытом почти всего столетия. Будучи композиционной противоположностью, например, Брукнера, который оставался верен одному единственному стилю, творчество Шостаковича чрезвычайно гетерогенно не только по используемым формам. Некоторые симфонии даже кажутся противопоставлением к предыдущим (например, Вторая – по отношению к Первой).
Aлександр Сладковский и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – не молодые бунтари, как их коллеги из Перми, где Теодор Курентзис и его MusicAeterna имеют исключительное право на интерпретационную эксцентричность, представляемую с восторженным фурором. Традиционным способом, с обновленным составом оркестра и высокой дисциплиной, Сладковский привел коллектив в лучшую форму – даже в международном сравнении. В его интерпретациях симфонической Вселенной Шостаковича отдается предпочтение абсолютной музыке и ее композиционному качеству перед программно мотивированными эксцессами звучания. Густав Малер был не только вдохновляющим примером для Шостаковича, новая запись с самого начала покоряет образным языком звучания. Гротеск, фонтанирующий экстаз, за которым скрывается меланхолия, брутальность, печаль, что-то мимолетное и плавное, все оттенки выражения музыки – все это можно уравновесить и при этом не нужно отказываться от максимума в выражении деталей, например, музыкантам, играющим на духовых или ударных инструментах.
Вся работа была выполнена звукорежиссерами «Мелодии» в Концертном зале имени С.Сайдашева в Казани. Качество записи удивительное, от блестящего исполнения медных духовых инструментов до впечатляющей пространственной дифференциации по высоте. При этом записи были сделаны за рекордно короткое время в августе, как сообщалось, без кондиционеров, так как это могло бы испортить звучание. Солисты – Наталия Мурадымова и Петр Мигунов, а также Академический Большой хор «Мастера хорового пения» – хорошо знают свое дело. Вывод: весь этот цикл, помещенный в графически привлекательную коробку, в высшей степени достоин рекомендации.
Примечание: Оркестр совмещает свою исполнительскую деятельность с необычной просветительской активностью. Его можно застать не только в концертном зале, он отправляется к людям на заводы или в школы. Кроме того, Александр Сладковский является основателем и художественным руководителем нескольких фестивалей в Казани, в которых он выступает с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан: фестиваль имени Рахманинова «Белая сирень», оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень», фестиваль «Денис Мацуев у друзей», фестиваль «Конкордия» имени С. Губайдулиной и другие.
Ингоберт Вальтенбергер
« назад