Концерт на тему страсти, или Вопросы без ответов

17 июня 2018
РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ.

Концерт на тему страсти, или Вопросы без ответов

Второй концерт Международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень», полагаю, останется в анналах. И хотя концерты ГСО РТ проходят при аншлагах и под длительные аплодисменты, такой шквал оваций, такой драйв, пожалуй, в ГБКЗ им. С. Сайдашева запомнят надолго. Главные герои вчерашнего вечера — художественный руководитель и главный дирижер татарстанского симфонического Александр Сладковский и пианист Денис Мацуев. Подробнее в репортаже «Реального времени».



Фото: Олег Тихонов

Победа над собой

Переполненный зал, Юлиан Макаров в смокинге — все, как и должно быть на респектабельном концерте ГСО РТ. А до этого — фотография: Сладковский и Мацуев днем на футбольном матче чемпионата мира по футболу на «Казань Арене» у маэстро в «Фейсбуке» — драйв, азарт, страсть. Принцип маэстро — всегда быть в гуще жизни, его активная натура требует событий. Спорт, когда играют мастера, становится искусством. Таким же страстным оказался и второй фестивальный концерт.

Первое отделение отдано Второй симфонии Сергея Рахманинова. Когда-то знакомство Александра Сладковского с ГСО РТ начиналось с этой симфонии и включение ее в восьмой Рахманиновский фестиваль — это своего рода знак. Знак победы, в основе которой лежит и титанический труд дирижера и менеджера, и тот внутренний драйв, с которым маэстро всегда выходит на сцену.

Увидеть Сладковского равнодушным невозможно, у него нет ни одного «проходного» концерта. Выйдя дирижировать оркестром, исполняющим Вторую симфонию Рахманинова, в первые секунды он был непривычно тих. Он берет паузу и только после нее начинает вести оркестр за собой. И сразу — крупный, «пастозный» мазок, шквал звуков, словно монолог взахлеб, когда человека переполняет радость бытия, когда ему надо выговориться.

Вторая симфония Рахманинова — это внутренний триумф, это победа композитора над самим собой после некоторых творческих неудач. Для Александра Сладковского — это часовой монолог, когда каждая из четырех частей — это словно глава из жизни. Лиризм у маэстро переплетается с трагизмом, созерцательность переходит в размышления. Пожар страстей, бушующий во Второй симфонии, — это очистительный огонь, в котором сгорает все суетное и остается лишь радость жизни, озаренная небесным светом.

Увидеть Сладковского равнодушным невозможно, у него нет ни одного «проходного» концерта

Гиньоль с привкусом драмы

Второе отделение — на сцене Денис Мацуев, человек, который привез на первую «Белую сирень» внука Рахманинова, много делающий для продвижения музыки этого композитора. Мацуев виртуоз, темпераментный и зажигательный, убеждать в этом никого не надо. Только виртуоз может так исполнить и рапсодию на тему Паганини Рахманинова, и «Рапсодию в голубых тонах» Гершвина.

Между исполнением этих двух рапсодий на субботнем концерте лежит пропасть. Рахманиновская рапсодия как ее трактует Александр Сладковский — это гиньоль с привкусом трагедии. Это та самая «болезнь, неизвестная душевным и телесным врачам», называемая «иронией». Иронией над собой. Рахманинов писал рапсодию на тему 24-го каприса Паганини в изгнании, когда надежда вернуться на Родину, по которой он тосковал, даже не брезжила. Страсть, заложенная в ней, — это страсть от отчаяния. Это страсть героев Достоевского, его Настасьи Филипповны, швыряющей деньги в огонь.

Дуэт Сладковский — Мацуев очень точно чувствуют эту болезненную ноту у Рахманинова, когда безумством, куражом маскируется душевная боль, когда за маской шутовства прячется трагедия.

Маэстро проживает рапсодию Рахманинова как нечто личное, когда гармония сочетается с буйством эмоций, порядок — с беспорядком. Трагедия это или благо для его лирического героя — Бог знает.

По контрасту с Рахманиновым — Гершвин. Хотя для маэстро, кажется, это все то же самое продолжение темы, с которой не может сбить импровизационная джазовая стихия. Джаз и симфонический оркестр — какой изыск, какое музыкальное «гурманство»! Кроме Мацуева, с оркестром выступают еще два солиста-джазмена — джазовый барабанщик Александр Зингер и контрабасист Андрей Иванов.

Второе отделение — на сцене виртуоз Денис Мацуев

Александр Сладковский — центр этого великолепного сейшена, который устроили музыканты, где у каждого есть свой «монолог», своя возможность быть премьером и сорвать свою порцию аплодисментов у задохнувшегося от восторга зала. Они импровизируют, передавая друг другу эстафету, и кажется, что тень Олега Лундстрема и его джазменов мелькает в зале.

Маэстро вчерашним вечером был абсолютно разным — светящимся от какой-то своей внутренней победы во Второй симфонии, затопившим зал неким бесшабашным отчаянием в рахманиновской рапсодии, блеснувший голливудским шармом в рапсодии Гершвина, где нет-нет, да и прослеживалась какая-то хорошо замаскированная печаль. Он словно горел, но не сгорал, подобно известной птице, возрождаясь в каждом новом произведении. Как можно так перевоплощаться в течение двух с половиной часов? Ответа у меня нет, простите.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/102720-koncert-macueva-na-temu-strasti-ili-voprosy-bez-otvetov?utm_source=mobile&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile

« назад