Реквием Верди как собрат "Аиды"

28 февраля 2018
Независимая газета

Реквием Верди как собрат "Аиды"

Оркестр Республики Татарстан исполнил знаменитое сочинение в Москве



Дирижер Александр Сладковский рисковал, но, согласно избитому выражению, бокал шампанского вполне заслужил. Фото предоставлено ГСО РТ

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан провел третий концерт своего персонального абонемента на сцене Большого зала Московской консерватории. Дирижер Александр Сладковский на сей раз представил одно из самых известных сочинений Джузеппе Верди – Реквием.

Выбор пьесы в некотором смысле опасный: в Москве по крайней мере Реквием звучит часто, причем исполняют его не самые последние коллективы. Помнятся интерпретации Валерия Гергиева, Теодора Курентзиса и, главное,  коллектива, который неформально считает Реквием Верди своей визитной карточкой – оркестра и хора миланского театра Ла Скала, где этим опусом дирижировал еще сам Верди. Только в нынешнем веке москвичи слышали три разных исполнения: с Риккардо Мути, Даниэлем Баренбоймом и Риккардо Шайи за пультом.

Так что художественный руководитель и главный дирижер татарского оркестра Александр Сладковский рисковал, но, согласно избитому выражению, бокал шампанского вполне заслужил: Реквием был сделан довольно качественно и прозвучал достойно. Конечно, чувствовалась нехватка репетиций с солистами (оркестр приехал в столицу сразу после гастролей в Санкт-Петербурге) – ансамблевые сцены, несмотря на опыт исполнителей, порой «расплывались». 

Но вот сольные в некоторые моменты вызывали и восторг, и трепет. В первую очередь это касалось меццо-сопрано Екатерины Семенчук: ее исполнение было столь прочувствованно, осмысленно, что смысл текста был понятен и без перевода. Гнев, печаль, сострадание, мольба – все это Семенчук передавала интонационно.   

Отметим, что Екатерина совсем недавно пела Реквием в Нью-Йорке. Солистка Мариинского театра была приглашена для участия в концертах памяти Дмитрия Хворостовского, которые посвятил своему преданному артисту театр Метрополитен-опера. Там ее партнерами были Крассимира Стоянова, Александр Антоненко и Ферруччо Фурланетто. В Москве – сопрано Вероника Джиоева, тенор Ованес Айвазян и бас Дмитрий Ульянов. 

Считается, что Реквием – продолжение оперного творчества Верди, с соответствующей театральной драматургией, внешними эффектами и прочим – мало кому из дирижеров удавалось «преломить» это восприятие и представить Реквием как духовный опус (здесь называют прежде всего Тосканини). В нашем случае, кажется, театральность взяла верх, – но каким смыслом была наполнена эта «опера»? В интерпретации Сладковского вдруг сомкнулись два сочинения, над которыми Верди работал одновременно – а именно Реквием и «Аида». В последних возгласах Вероники Джиоевой («Вечный свет», «Вечный покой») вдруг узнается финал «Аиды», что удивительно, именно в интерпретации  Екатерины Семенчук. 

В спектакле Даниэле Финци Паска и Валерия Гергиева, поставленном на сцене Концертного зала Мариинского театра, Аиду и Радамеса «погребал» черный куб, а Амнерис (Семенчук), оглушенная осознанием этой трагедии, взывала к Богу с мольбой о мире.  

Заключительный концерт абонемента Национального оркестра Республики Татарстан в консерватории, где прозвучит Шестая симфония Малера, пройдет в мае. Напомним, что в первом прозвучали избранные концерты и симфонии Шостаковича, во втором – опера Чайковского, в третьем – оратория. Таким образом, Александр Сладковский подтвердил и способность своего коллектива работать в разных жанрах, и его выносливость, способность концентрироваться, работать с колес, как произошло в случае с Реквиемом. Удержать и развивать качество и оригинальность интерпретаций – видимо, следующий этап. В любом случае у Москвы шанс наблюдать за развитием оркестра будет, так как в будущем сезоне уже Московская филармония предоставила оркестру персональный абонемент.

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Источник: http://www.ng.ru/culture/2018-02-28/7_7181_reqiem.html


« назад