Сладковский: ГБКЗ – органный зал, совершенно не предназначенный для симфонической музыки
Министерство строительства Республики Татарстан пока что воздерживается от комментариев по деталям строительства нового концертного зала.
Республике Татарстан всерьез обсуждается вопрос о строительстве в Казани нового концертного зала, предназначенного для симфонической музыки. По информации источников агентства, делегация экспертов Министерства строительства РТ не так давно вернулась из европейского тура, в ходе которого специалистами были осмотрены образцовые концертные залы Европы. Ведомству было поручено познакомиться с лучшими мировыми практиками, чтобы привезти опыт в республику.
Основным вариантом месторасположения нового зала, скорее всего, является песчаная площадка между Центром семьи «Казан» и КРК «Ривьера», расположенная на правом берегу Казанки прямо напротив набережной. Также называется вместимость зала ориентировочно в 5 тысяч человек. Министерство строительства РТ пока что воздерживается от комментариев по деталям проекта и, по информации пресс-службы ведомства, будет воздерживаться еще 2-3 месяца. В настоящее время идет обсуждение концепции нового зала и ее проработка.
По информации источников агентства, в качестве советчиков и специалистов по вопросу строительства нового зала выбраны несколько влиятельных деятелей культуры: художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский, а также известный российский композитор и продюсер Игорь Крутой. Известно, что 11 сентября совещание по данному вопросу провел Премьер-министр РТ Алексей Песошин.
Тем временем сам маэстро Сладковский говорит о том, что казанский Государственный большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, в котором его ГСО РТ базируется сейчас, урезает и вредит звучанию симфонического коллектива. Изначально ГБКЗ им. С. Сайдашева – органный зал, совершенно не предназначенный для симфонической музыки.
«Он не предполагал такого объема звучания. Зал – органный, прежде всего он приспособлен для камерных и вокальных концертов. Этот зал не выдерживает тех децибел, которые мы сейчас даем. У нас есть, с чем сравнить: мы играли в ряде престижных мировых залов. Интересно было бы, что подумают наши соотечественники, которые слышат нас только здесь, услышали бы они нас в нормальных акустических условиях? Конечно, это небо и земля. ГБКЗ – это хороший, уютный зал, но, конечно, нам тут тесновато», – поделился Александр Сладковский в разговоре с ИА «Татар-информ».
По мнению собеседника агентства, зал, рассчитанный на 5 тысяч человек, – будет слишком большим для Казани. «На классический концерт больше полутора тысяч ты не соберешь при всем желании. А зал на пять тысяч человек точно будет пустовать, – считает маэстро. – Битком такой зал получится забить только на выступления Дениса Мацуева, и то не всегда. Три тысячи для Казани, мое мнение, – это очень много. Но у меня его еще никто не спрашивал пока что. Я думаю, нужно строить зал не больше, чем на 2 тысячи мест. Казань нуждается в таком зале, и при нормальной работе всех служб он будет заполнен».
Оглашается два основных проекта концертного зала: многофункциональный концертно-выставочный комплекс или специализированный филармонический зал. Как утверждает маэстро, в мировой практике есть примеры совмещения двух этих форматов, могут быть эксперименты, но, как правило, они заканчиваются плохо: зал не приспособлен не для попсы, не для классики. И это «выброшенные государственные деньги». В качестве примера таких испорченных проектов Александр Сладковский привел опыт Новосибирска. В городе был построен огромный концертный зал, названный именем великого дирижера Арнольда Каца, но помещение до сих пор не выдерживает акустической критики.
«Нужно понимать, что мы хотим. Вопрос сейчас заключается в том, чтобы не испортить задумку. Нужно поставить вопрос четко: точно понять, какой зал необходим. Нельзя же совместить грузовик со спортивным каром, получится металлолом. По большому счету обычных концертных залов у нас в Казани много: «Пирамида», филармония, даже зал ГБКЗ используется как многофункциональный, а вот зала именно филармонического нет. В идеале, конечно, оснастить зал японскими акустиками, только «Тойотой», чтобы это был по-настоящему интернациональных стандартов качества концертный зал», – пояснил дирижер.
Художественный руководитель татарстанского оркестра также подчеркнул, что идея этого строительства – правильное и своевременное решение. «Когда у республики есть оркестр, который гремит на весь мир и участвует в мероприятиях самого разного масштаба, конечно, ему нужно выступать в той среде, которая должна соответствовать этому. И примеров здесь очень много: только недавно открылась Эльбская филармония в Гамбурге, роскошные залы в Финляндии, маэстро Гергиев не так давно построил уникальный концертный зал Мариинского театра, Денис Мацуев строит сейчас зал в Иркутске. Я только приветствую решение руководства. Это очень нужно, необходимо, своевременно. Иметь здесь, прямо в центре, в самом сердце России настоящий концертный зал просто необходимо», – заключил Александр Сладковский.
Казань, 26 сентября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина
Источник: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/09/26/574486/
« назад