Мирослав Култышев: «Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского»

24 июля 2019
Музыкальная жизнь

Мирослав Култышев: «Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского»

Александр Сладковский и ГСО РТ загодя начали готовиться к 180-летию Чайковского. Его приношение русскому гению сродни памятнику – запись всех симфоний и инструментальных концертов, в которых солируют известные музыканты нашего времени.



Взгляд из XXI века на наследие Чайковского, которое вроде бы относится к ведомству популярной классики, необходим ведь каждое поколение артистов вносит что-то свое и в персональной интерпретации музыки, и в актуализации в контексте эпохи. В случае со Сладковским персональное, думается, перевесит современное он совсем не приверженец рационально-умозрительного подхода, напротив, в его интерпретации всегда задевает за живое искренняя взволнованность, романтичность, открытость чувств. Что касается Чайковского, его страстность оплодотворяет не самые ходовые опусы композитора, «дотягивая» их до уровня хитов.

Среди солистов, выбранных маэстро, по его словам «нет случайных людей». Это все – музыканты экстра-класса, давние творческие партнеры и, что важно, преданные фанаты Чайковского. Среди них – Мирослав Култышев, победитель XIII Международного конкурса имени Чайковского, в чьем репертуарном багаже есть редкость – Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, созданная Петром Ильичом в 1884 году. О том, чем интересно это сочинение, почему его не играют пианисты и какое впечатление оставило творческое общение с Госоркестром Татарстана Мирослав Култышев рассказал Евгении Кривицкой.

ЕК: Мирослав, вам пришлось специально подготовить это сочинение для данного проекта

МК: Нет, оно было в моем репертуаре. Конечно, я играл его далеко не так много, как Второй концерт, не говоря уже о Первом Чайковского. Но все же за несколько сезонов мне довелось исполнить Концертную фантазию и в Москве, и в Петербурге, и в других городах. Когда поступило приглашение от маэстро Сладковского, я, конечно, откликнулся с самым горячим энтузиазмом.


ЕК: Как проходила запись

МК: Мы начали в 10 утра. Первые полчаса мы репетировали с оркестром под управлением Александра Сладковского, пройдя все сочинение целиком, а потом приступили к записи. Первый заезд продолжался до двух часов дня, после чего я был оставлен работать со звукорежиссером над грандиозной десятиминутной каденцией. Она занимает более половины всей первой части Концертной фантазии, являясь ее безусловным смысловым центром.

ЕК: А почему решили выучить такой раритет

МК: В свое время Свердловская филармония обратилась ко мне с предложением сыграть Концертную фантазию, и я с удовольствием принял его. Удачно совпали мое желание иметь в репертуаре все произведения Чайковского для фортепиано с оркестром и планы Уральского филармонического оркестра, с которым я тогда и исполнил ее.

ЕК: А Третий концерт Чайковского

МК: Он выучен, причем именно полной трехчастной версии (с Адажио и Финалом), ведь сейчас уже доказано, что автор ощущал эти три части как единое целое. Пока у меня не было возможности вынести его на эстраду. Жду момента осуществления моей мечты – может быть в два вечера сыграть все концерты Петра Ильича.

ЕК: Вы впервые встретились с Госоркестром Татарстана в этом сочинении. Ваши ощущения

МК: Самое ценное и дорогое заключается в том, что Александр Витальевич идет за солистом. Кажется, что это расхожие слова, но далеко не все дирижеры так поступают. Важно, что Александр Витальевич прислушивался ко мне и принимал мои предложения, касающиеся темпов или драматургической стороны, а я с радостью шел, в свою очередь, за ним. Замечательно, что не пришлось тратить время и силы на поиски компромиссов, на «притирку», тем более – борьбу. Мы сразу поняли друг друга. Оркестр Татарстана – высочайшего уровня, они играли эту Фантазию ранее лишь однажды, и во время записи проявили высочайшую степень концентрации и мобилизации.

ЕК: Наверное, не в последнюю очередь на успешную коммуникацию повлиял факт вашего музыкального общения с маэстро Сладковским раньше.

МК: Мы творчески знакомы давно, и первая встреча состоялась в Петербурге, в далеком 2002 году. В Большом зале Петербургской Филармонии проходил фестиваль фортепианных концертов, и тогда мне довелось выйти на сцену в одной программе с Николаем Арнольдовичем Петровым. Я играл Концерт Бориса Тищенко, причем автор присутствовал в зале, а затем Петров солировал во Втором концерте Рахманинова. Это живо и свежо в моей памяти, хотя прошло уже почти 17 лет. У Тищенко – сложнейшая партитура, которая была ясно и интересно представлена Сладковским с Заслуженным коллективом Республики. Потом мы встретились в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, где в филармоническом абонементе «Звезды XXI века» исполнили Третий концерт Рахманинова.

ЕК: А какие записи Концертной фантазии вам известны

МК: Могу назвать трех выдающихся музыкантов, которых бесконечно люблю и чьи записи этого сочинения стали, без преувеличения, историческими. Первая принадлежит Игорю Жукову, ныне уже покойному – очень интересное прочтение с Госоркестром России под управлением Дмитрия Китаенко. Вторая сделана Андреем Хотеевым с БСО под управлением Владимира Федосеева – они как раз записали всего Чайковского. И с ними же – Михаил Плетнев, причем существуют две официально изданные версии (в чем-то весьма различные между собой) – аудио и видео диски. Эти записи во мне живут, их значение трудно переоценить.

ЕК: И все-таки Концертную фантазию включают в программы крайне редко. Я лично слушала ее живьем только один раз, как раз в исполнении Михаила Плетнева.

МК: Я объясняю ситуацию стереотипами мышления и силой инерции. Долгие годы и Второй концерт Чайковского почти не звучал, и многие десятилетия в сознании не только широкой публики, но и музыкантов присутствовало мнение, что у Чайковского только один удачный концерт – Первый. Лишь в последние годы Второй концерт стал нам открываться, так что возможно, что время Концертной фантазии еще придет. Ведь если вдуматься, то судьба наследия нашего национального гения сложная, огромное количество его музыки – не репертуарно, особенно это касается фортепианной музыки – циклов пьес, отдельных миниатюр. Когда-то кто-то «постановил» (причем, эта точка зрения и до сих пор, увы, имеет немало сторонников среди музыкантов), что, дескать, эти сочинения – не самые удачные, «не первосортные» и так далее, и это все морально воздействует на людей. Да, Концертная фантазия имеет свою специфику, как, впрочем и Второй концерт, где медленная часть представляет по сути фортепианное трио – и на солирующих скрипача и виолончелиста ложится не меньшая нагрузка, чем на пианиста. В Концертной фантазии, быть может, баланс еще больше сдвинут в сторону фортепиано, особенно в первой части. Упомянутая мной десятиминутная каденция — с ее поистине вселенским масштабом – тому доказательство.

ЕК: Вы не частый гость в Москве. Почему

МК: Я приезжаю в столицу тогда, когда меня приглашают. Очень люблю в Москве играть, делаю это с особым душевным подъемом. Да, нечасто, но пару раз в сезон все-таки выступаю. И это, увы, нормальное положение вещей – я петербуржец и, стало быть, для Москвы не совсем «свой». Но если приглашение поступает, всегда охотно откликаюсь, и ни от одного из них не отказываюсь. Кстати, уже в сентябре я буду выступать в любимом мной Большом зале Московской консерватории как участник интересного проекта – Российско-британского молодежного оркестра под управлением Яна Латама-Кёнига, главного дирижера театра «Новая опера». В российской части тура будут три концерта – в Сочи, Москве и в Петербурге, и мне была заказана «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.

ЕК: Кроме концертов – вы ведь еще и преподаете

МК: Я уже семь лет работаю в Санкт-Петербургской консерватории, имею свой класс, так как у нас нет традиции «института ассистентов», как в Московской консерватории. Нагрузка моя варьировалась – от нескольких человек до ставки, но сейчас я ее снова уменьшил, так как непросто совмещать педагогику и гастрольную деятельность. Преподавать я люблю, и думаю, да не покажется это нескромным, что у меня это получается, хотя и отнимает много моральных сил и времени. Но без педагогики, наверное, тоже нельзя, с трудом можно найти известных музыкантов, тем более, если обратиться в прошлое, которые бы не преподавали. Почему-то исполнители, какие бы они ни были востребованные, на это идут.

ЕК: Наверное, есть потребность поделиться опытом

МК: Наверное, наверное…

ТЕКСТ ЕВГЕНИЯ КРИВИЦКАЯ

ФОТО ДАНИИЛ РАБОВСКИЙ, ИВАН АНДРЕЕВ

Источник httpmuzlifemagazine.rumiroslav-kultyshev-zhdu-osushhestvleniya


« назад