ГСО РТ открыл сезон Брамсом
Вчера при традиционном уже аншлаге открыл очередной сезон Государственный симфонический оркестр РТ. За дирижерским пультом стоял художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский. В честь открытия 52-го концертного сезона маэстро пригласил в Казань выдающегося скрипача Николая Цнайдера.
Вчера при традиционном уже аншлаге открыл очередной сезон Государственный симфонический оркестр РТ. За дирижерским пультом стоял художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский. В честь открытия 52-го концертного сезона маэстро пригласил в Казань выдающегося скрипача Николая Цнайдера.
Любите ли вы Брамса?
Концертная программа из двух отделений состояла целиком из сочинений Брамса. Николай Цнайдер солировал в первом отделении, когда исполнялся Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. Цнайдер — датский скрипач польского происхождения, играющий на скрипке работы Гварнери 1741 года, которая некогда принадлежала Фрицу Крейслеру. Он одинаково востребован и как скрипач, и как дирижер.
Победитель конкурсов имени Сибелиуса и королевы Елизаветы, Цнайдер выступает со многими выдающимися дирижерами, среди них, например, Баренбойм, Маазель, Ростропович, Дудамель и другие.
Как дирижер Цнайдер работает, среди прочих, с Мюнхенским филармоническим оркестром, с оркестром «Концертгибау», РНО, регулярно выступает с Лондонским симфоническим оркестром. С 2010 года Николай Цнайдер — главный приглашенный дирижер симфонического оркестра Мариинского театра. Таков послужной список, разумеется, с большими купюрами, музыканта, которого вчера впервые слышали казанцы, и, несомненно, это было большой удачей и потрясением.
Скрипичный концерт Брамса был напоен нежностью — и солиста, и дирижера. Тончайшие нюансы, заложенные в музыке композитором, с каким-то особым трепетом лились из-под смычка Цнайдера. Он был весь порыв, весь — предощущение какой-то грядущей очищающей грозы, ливень которой смоет все ненужное.
Николай Цнайдер солировал в первом отделении
Знаменитый концерт Брамса, который был и в репертуаре Когана, и Иегуди Менухина, был исполнен изящно и с чувством. Когда же оркестр на какие-то мгновения умолкал и был слышен лишь солист, между ним и дирижером шел безмолвный диалог — на уровне глаз, на уровне ощущений, на уровне почти что телепатическом.
И этот скрипичный концерт открыл публике нового маэстро Сладковского: конечно, романтика, о чем уже неоднократно говорилось, но еще и музыканта ранимого, который, погружаясь в музыку, не боится обнажить перед публикой душу.
На преодолении
Второе отделение концерта было отдано Симфонии №1 ре минор. Брамс писал ее с перерывами в течение 15 лет. Писал и чувствовал «за своей спиной шаги кумира — Бетховена». Неслучайно, первую симфонию Брамса часто называют «Десятой симфонией Бетховена».
Александр Сладковский прочитывает это сочинение Брамса как страстную лирическую поэму с духовным контекстом. Первая часть в трактовке дирижера — сложные философские раздумья человека, перед которым словно лежит полотно дороги, и нужно по ней идти, и страшно.
Но возникшее напряжение немного ослабнет в следующих частях, словно душа попросила об отдыхе. И, пройдя через многие испытания, она обретает крылья, она ликует, тональность до минор меняется на до мажор. И этот длинный-длинный финал все длится и длится, маэстро словно повторяет с нами урок, который надо затвердить — урок умения радоваться окружающему миру, просто жизни, в которой раскаты грома непременно сменяются теплыми лучами солнца.
И опять лирический герой симфонии, этот вечный романтик, — сам маэстро Сладковский, эмоции которого просто льются через край, передаваясь ведомому им оркестру. Он опять как будто проживает несколько жизней, музыка обжигает его, но в финале он, как Феникс, возрождается.
На вопрос, заданный когда-то Франсуазой Саган: «Любите ли вы Брамса?» — присутствующие на вчерашнем концерте, конечно же, ответят положительно.
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/76432-gso-rt-otkryl-sezon-bramsom
« назад