Дмитрий Шостакович. Полное собрание концертов

28 августа 2017
MusicWeb

Дмитрий Шостакович. Полное собрание концертов



Я прослушал превосходные записи балетов Стравинского и поймал себя на мысли, что снова задаю себе все тот же вопрос: нужна ли нам еще одна коллекция записей данного репертуара? Мой ответ на него мог быть, к сожалению, отрицательным – запись не может получиться достаточно хорошей. Опять же, я помню и об условиях жесткой конкуренции среди звездных солистов, оркестров и дирижеров, которые уже записывали шесть данных концертов. Более того, представленные артисты не настолько широко известны за пределами Российской Федерации. Но тем не менее, ответ на заданный самому себе вопрос был решительно положительным! Почему? Просто потому что существует преемственность и глубокое понимание музыкального и духовного мира Шостаковича.

Подумайте вот о чем: существует множество записей всех шести произведений либо на одиночных дисках, либо в сборниках; записи лейблов DG, Warner/EMI, Brilliant Classics, Decca – это только четыре из последних, что были сделаны. Однако ни один из этих сборников не предлагает современного или последовательного видения творчества одних и тех же артистов на протяжении определенного временного периода. Все упомянутые выше сборники представляют собой записи концертов, исполненных различными оркестрами, дирижерами, записанные в разное время. Единственный сборник, который предлагает один и тот же дирижер и оркестр, представлен записями произведений в исполнении оркестра Мариинского театра под руководством Гергиева и выпущен только в Blu-ray. Но цена на этот сборник очень высока, а в формате CD он ещё не вышел. Замечательно, что существует CD-запись концерта в исполнении ГСО РТ под руководством Александра Сладковского – тут ему нет равных. Стоит отметить, что, если наиболее полно рассмотреть записи, они все равно останутся одними из лучших даже в условиях жесткой конкуренции. Имя Сладковского было мне не известно, хотя я видел хорошие отзывы на MW о его записях симфоний Малера и блистательных записях фортепианных концертов Рахманинова, Равеля и Гершвина.  На этих записях он так же руководит Государственным симфоническим оркестром РТ, и боже мой, этот коллектив превосходен в исполнении произведений Шостаковича. Я хотел услышать грубую силу советских ансамблей, но в записях ее не было. Вместо нее были яркость и динамизм, что очень соответствует духу данного композитора. Сладковский чувствует себя в своей тарелке – он правильно сделал выбор произведения и времени. Данный выбор не всегда предсказуемый или стандартный, но он работает. Более того, я чувствую, что есть преемственность во всех шести концертах. Безусловно, такие шедевры могут и должны трактоваться разными способами, но я был очень впечатлён тем, как Сладковскому удается связать ранний 1-й концерт для фортепиано с поздним скорбящим вторым концертом для виолончели.

Если оркестр и дирижер действительно хороши, что же солисты? Все шесть артистов являются молодыми лауреатами Международного конкурса имени Чайковского, а в большинстве случаев и многих других конкурсов. Стандарт исполнений во всех шести случаях чрезвычайно высок – как было сказано ранее, ни один из исполнителей не может затмить известные имена уже многие годы.  Опять же, я бы не сказал, что то или иное выступление вытеснит старых фаворитов, в любом случае, их исполнения полны проницательности, продуманности, они убедительны и достоверны. Прежде чем перейти к оценке индивидуальных выступлений, небольшое слово о технической стороне. Она впечатляет. Место записи сборника не упоминается – но в звуках присутствует нейтральность, поэтому можно предположить, что запись была сделана в специальной студии звукозаписи, а не в концертном зале или в церкви. Звучание достаточно понятно, оно далеко от гламура, В звучании верхних струн присутствует легкий оттенок, который очень подходит данной музыке. Гряда звучания струнных инструментов немного отличается от того, как это задумал Шостакович.

Большой плюс данного исполнения состоит в том, что звучание трубы не настолько заметно в первом концерте для фортепиано или в партии для духовых инструментов в первом концерте для виолончели. Слишком часто – особенно в предыдущей записи данного концерта – труба рассматривается как своего рода сольный инструмент. Именно из-за того, что, после струнных инструментов заметна только труба, к инструментальному изложению ее партии довольно требовательное отношение. Но я уверен, что совершенно неправильно записывать партию трубы как часть концерта. Стоит отметить, что по рейтингу Буси труба находится в разряде оркестровых инструментов, а само произведение называется «концерт для фортепиано и струнного оркестра». Из-за того, что труба не помещена в первой линии оркестра, ее звучание не всегда слышно. На аннотации к диску перечислены имена всех солистов оркестра, и они превосходны. Трубач Дмитрий Трубаков вместе с пианистом Лукасом Генюшасом исполнили одну из лучших по моему мнению версий резкого по звучанию первого концерта для фортепиано. Однако почему это произведение Шостаковича было включено в джазовый альбом лейбла Decca, я не могу понять. Возможно, это просто плохая маркетинговая уловка. Данная пьеса вообще не имеет никакого отношения к джазу – у этого произведения замечательный неоклассический характер. Генюшас играет с исключительной ясностью артикуляции. В то же время подчеркиваются слегка напыщенные юмористические нотки с особенностями трудной для понимания личности Шостаковича. Как только вы начинает думать, что все чувства находятся под жестким контролем, Генюшас начинает исполнять сольную партию с огромной эмоциональной силой. Точно так же Трубаков после блистательного юмористического исполнения во второй части переходит к красивой лирической линии. Здесь игра Трубакова близка к исполнителям советской эпохи. Кроме того, в данной части чувствуется характерный аккомпанемент Сладковского, который можно услышать на всех его концертах. Он предпочитает по-настоящему спокойное, почти бесцветное качество звучания струн, которое делает музыку хрупкой и чувствительной. Широкий диапазон выразительности создается благодаря отрывкам с сильными акцентами.

Из-за отсутствия информации о записи невозможно узнать, как близко друг к другу по времени были записаны эти два концерта для фортепиано. Как мне кажется, Дмитрий Маслеев во втором концерте исполнял партию на фортепиано насыщеннее, чем Генюшас. Без сомнения, второй концерт – самый легкий из шести, часто складывается ощущение, что он является «молодым» концертом в стиле восхитительного произведения Кабалевского. Достижение Маслеева состоит в том, что он сделал этот концерт более существенным, чем обычно.

Музыке снова дали реальную силу и импульс, и мы впервые познакомились с превосходными медными духовыми инструментами Татарстана. Очень порадовала острота и живость игры духовых инструментов как индивидуально, так и оркестром. Сладковский не торопится в исполнении музыки, но с другой стороны ему нравится поддерживать темп, поэтому музыка становится плавной. Таким образом, центральный Анданте 2-го Концерта сильно отличается от того, какой он есть на самом деле – мелодия без прикрас, вместо звучания в стиле Рахманинова. Длительность записи диска не превышает 40 минут, и, полагаю, это правильный выбор. Видение этого сборника было бы нарушено, если бы в него были включены видео концертной съемки или камерные записи фортепиано. В записи музыки такого качества длительность не имеет значения.

Второй диск сфокусирован на записи концерта для скрипки. Мое мнение, которое было сформировано до прослушивания сборника, не изменилось, благодаря технике, позволяющей солистам спокойно работать. В заметках имеется проницательный комментарий о том, что первый концерт действительно можно рассматривать как скрипичную симфонию. Когда детали сольного исполнения скрываются за совместным оркестровым исполнением, к звучанию прибавляется соответствующее чувство борьбы. Четыре остальных концерта «больше» двух первых – здесь также проявляется талант Сладковского в создании музыкального напряжения. Этот талант проявляется в начале Ноктюрна первого концерта для скрипки и особенно в замечательной Пассакалье, третьей в записи.

Окончание Бурлеска было сыграно блестяще. Я не знаю, как, но Сладковскому и Догадину удается отыскать в музыке казацкие танцевальные нотки, которые раньше никто не отмечал. Это такой момент в творчестве Шостаковича, когда вы не можете быть уверены – улыбается он или гримасничает. Недавно я впервые услышал очень впечатляющую запись двух данных концертов в исполнении оркестров под руководством Сергея Хачатуряна и Курта Мазура. Игра потрясающая, но, что интересно, заключительный Бурлеск исполняется значительно быстрее, чем у Догадина, поэтому немного характера музыки теряется. Классическая и современная мебель тут . Приезжайте на склад по адресу: Краснодар, ул. академика Павлова, 8.

Второй концерт для скрипки opus 129 – последний из шести концертов сборника. Впечатления о первом концерте для фортепиано на данный момент уже просто остаются в памяти. Возможно, я использую в своей речи клише, но второй концерт для скрипки овеян дыханием смерти. Недавно я просмотрел впечатляюще мрачную версию этого произведения в исполнении Линуса Рота. Меня впечатлило выступление Рота – он исполняет произведение задумчиво и непоколебимо. Записи Сладковского на лейбле «Мелодия» еще раз подтверждают мое мнение о том, что в этом произведении отсутствует гламур.

Сладковский отказывается от оттенков, и, благодаря вдумчивому и тонкому исполнению Милюкова, создает мощное исполнение. Радость от прослушивания сборника заключается в том, что можно проследить, как Шостакович развивал свои композиционные черты и изменял акценты в течение всей своей трудовой жизни. В этом более позднем концерте звуки духовых инструментов устанавливают шокирующие контрасты с более легкими инструментальными текстурами. Именно с этими музыкальными текстурами Шостакович экспериментировал в своей 1-й симфонии, но в поздних работах конфликт между этими крайностями более явственен, мрачен. Именно здесь резкое исполнение духовых инструментов Татарстана и интенсивность исполнения солистов духовых инструментов очень выгодны. Даже в знакомой на первый взгляд музыке сопоставление музыкальных идей шокирует, если оно исполнено убедительно.

На следующем финальном диске записаны два концерта для виолончели. Шостакович мог написать целое произведение, состоящее из своей монограммы DSCH, это относится и к первому концерту для виолончели. Сомневаюсь, что какой-либо исполнитель заметит эталонные записи Ростроповича. Было бы глупо пытаться, но опять же пара данных новых записей действительно впечатляет. Я всегда мог справиться с таким количеством контрафаготов, так же, как это получилось в первом концерте, а здесь этого немного не хватает.  Тем не менее, идеально сбалансированная и подходящая бравурная сольная партия на духовых инструментах в исполнении Сергея Антонова и динамичная игра литавр компенсируют эту мою небольшую придирку. Но, опять же, именно чувство кульминаций неумолимо строится Сладковским и виолончелистом Александром Бузловым, оно задерживается дольше всего в памяти. Бузлов отлично подходит для виртуозного исполнения партии соло, которая связывает мучительные размышления 2-го движения с закрытием Allegro con moto. Сладковский считает очевидным такое прочтение, но примечательно, что в других его выступлениях оно отсутствует.

Во многих отношениях второй концерт для виолончели – как Золушка среди шести работ. Он более неуловим по характеру, но это совсем не значит, что он хуже по качеству. Какой-нибудь другой композитор использовал Allegretto так часто и так неуловимо, как это делает Шостакович? Мелодия наполнена духом Татарстана – у нее ласковый, эксцентричный характер, который ему придает совершенное звучание духовых инструментов. Огромная заслуга Сладковского состоит в том, что он вместе с виолончелистом Александром Раммом создал неумолимую и неизбежную по характеру музыку. Возможно, из-за недооцененного статуса сочинения, у меня возникает соблазн сказать, что это самый впечатляющий результат в этом самом впечатляющем сборнике. Все элементы формального контроля, индивидуальная и коллективная виртуозность и характер и уверенное понимание мотиваций музыки объединяются в одну из самых впечатляющих версий этого сочинения, которую я когда-либо слышал. Хотя это произведение не самый поздний опус Шостаковича на диске, как я уже заметил выше, тем не менее было более чем уместно и небанально завершить диск именно этим быстро сменяющимся калейдоскопом тем, постепенно спускающимся в музыкальную пустоту - Рамм тут исполняет больше pizzicato glissandi, чем я когда-либо слышал.

Сборник запечатан в привлекательную трехсекционную картонную упаковку, внутри находится брошюра. Надписи на буклете сделаны на русском и на английском языке и содержат подробные биографии и фотографии артистов, а также некоторую интересную информацию об отдельных произведениях. Это сборник неожиданно хорошего качества. Каждый элемент музыкальных произведений сборника выше всех похвал. Настолько, что этот диск возможно станет моим любимым сборником 2017 года. Для современного интерпретации классических советских концертов 20-го века он просто превосходен – браво всем!

Nick Barnard 

Перевод статьи.

Источник: http://www.musicweb-international.com/classrev/2017/Aug/Shostakovich_concertos_MELCD1002465.htm

 


« назад