Закрытие фестиваля «Белая сирень»: подарок Феофану, три биса Мацуева, Метшин в ложе и премьера «Колоколов»
Грандиозным концертом завершился в столице Татарстана VII Международный музыкальный фестиваль, посвященный памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, который дважды бывал в Казани. Последний день вызвал огромный ажиотаж — все билеты были раскуплены заранее. И даже места на приставных стульях продавались за несколько тысяч рублей. И это неудивительно — приехал выдающийся пианист современности Денис Мацуев.
В баню не успеем
В своем сверхнапряженном графике народный артист России Денис Мацуев всегда находит время приехать в Казань на музыкальный фестиваль «Белая сирень». Помимо того что пианист был одним из инициаторов его создания, он еще и большой друг художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра Татарстана, народного артиста России Александра Сладковского.
— В баню не успеем. Я только сегодня приехал и уже завтра должен быть совершенно в другом месте. Хотя баня и удивительный момент для восстановления после концерта, — сетует Мацуев, отвечая на вопрос KazanFirst. Как известно, пианист очень любит русскую баню. А маэстро Сладковский говорил в интервью нашему изданию, что, если хватает времени, они с Денисом могут попариться в бане. Однако в этот раз не срослось.
У маэстро Сладковского интересуются судьбой аллеи белой сирени, высаженной в первый год существования фестиваля.
— Это были три куста белой сирени. Но на следующий год их, к сожалению, ликвидировали. Шла Универсиада, облагораживали дивную клумбу (на площади Свободы. — Ред.), которую мы каждое утром видим в утреннем Instagram Рустама Нургалиевича (президент РТ ежедневно делает фото с видом из окна рабочего кабинета. — Ред.). Так что сейчас кустов сирени там нет, но они сохранились в памяти, сердце, — говорит дирижер.
Фото: instagram.com/matsuevdenis
Знаковый год для оркестра
Музыкант и общественный деятель Денис Мацуев называет нынешний концертный сезон «знаковым» для Госоркестра Татарстана.
— Каждый из музыкантов этого оркестра — мой друг. В этом сезоне мы с ними совершили немало побед, знаковых для этого коллектива. Были дебюты в самых знаменитых залах мира. Я поздравляю и маэстро, и коллектив оркестра — их узнало огромное количество стран. Рад быть соучастником этого действа. Знай наших! – восклицает пианист.
Кстати, в этом сезоне Мацуеву и ГСО РТ под руководством Сладковского еще предстоит играть в Женеве и представлять нашу страну в День России в рамках международного проекта «День России в мире — Russian Day».
Музыка Рахманинова ассоциируется с красотой русской природы
Говоря об особенностях восприятия музыки Рахманинова, Денис Мацуев замечает, что каждый раз выходит играть любой концерт великого классика как в первый раз.
— Фигура Рахманинова для любого пианиста — как икона, это был гениальный музыкант и человек. Когда ты слышишь его произведения, сразу перед глазами предстают уникальные виды нашей русской природы. Сколько бы мы раз ни играли Второй концерт Рахманинова, который в Казани мы исполняем впервые, это всегда импровизация, чувство, которое озаряет тебя на сцене, — говорит он.
Кстати, пианист также является арт-директором Фонда Рахманинова и вот как комментирует будущее швейцарского имения Рахманинова «Сенар» >> читать подробнее
Музыкальный подарок для Феофана
Ведущим концерта стал известный телеведущий Юлиан Макаров. Он рассказал публике, что по заказу маэстро Сладковского в Ярославле были отлиты семь колоколов — от пудового до 80-килограммового. Макаров приглашает на сцену митрополита Феофана, которого зал приветствует стоя.
Маэстро Сладковский сетует, что не смог присутствовать на недавнем праздновании 70-летнего юбилея митрополита.
— Что может быть прекрасней, чем сейчас новыми колоколами поздравить и поприветствовать митрополита, пожелать многая лета и подарить музыкальный подарок, — поясняет он.
С ответным словом выступает и митрополит Феофан.
— Дорогой маэстро. Вы преподнесли мне не просто подарок, а величайший дар. В кутерьме событий редко удается прикоснуться к прекрасному. А ваше творчество, талант, широта и глубина сердца позволили создать оркестр, который является, без преувеличения, одним из лучших не только в России, — считает владыка.
Говоря о Мацуеве, Феофан оговаривается: «Один из величайших пианистов мира сегодня здесь, у нас, в Москве. Ой, в Татарстане. Оговорился под старость».
За прославление России через музыку митрополит награждает Сладковского и Мацуева церковными орденами.
На казанской сцене звучат настоящие колокола
Впервые на сцене ГБКЗ имени Сайдашева раздается звон настоящих колоколов (как раз тех семи, отлитых в Ярославле). Это происходит уже во время исполнения первого произведения вечера — известнейшей торжественной увертюры Петра Чайковского «1812». Мощнейший музыкальный шедевр и стал своеобразным подношением к юбилею Феофана.
Завершающий концерт фестиваля проходит вообще без антракта, так что следом на сцену выходит Денис Мацуев. Он впервые исполняет в Казани концерт №2 для фортепиано с оркестром, который считается самым известным произведением Сергея Рахманинова. В этом году в день открытия «Белой сирени» один из протеже российского пианиста — британец Джордж Харлионо тоже исполнял этот концерт. Так что у просвещенной публики была возможность сравнить два подхода.
Денис Мацуев, как всегда, эмоционально отыгрывает Второй концерт, от которого просто бегут мурашки. Публика купает музыкантов в аплодисментах. А те в благодарность зрителям выходят на сцену вновь и вновь, исполнив в итоге три произведения на бис.
Во время игры Мацуева в верхней ложе для почетных гостей появляется мэр Казани Ильсур Метшин с супругой. Уже под занавес вечера на сцену выносят корзину шикарных цветов от градоначальника. Маэстро Сладковский с рукой у сердца благодарит мэра за такое цветочное роскошество.
Финальным аккордом фестиваля звучит поэма Рахманинова для солистов, хора и оркестра «Колокола», в которой композитор рассказал обо всем жизненном пути человека.
Наскоро переодевшись, Сладковский и Мацуев буквально вылетают через центральный вход ГБКЗ еще до того, как зрители успевают разойтись. Сев в тонированный «Мерседес Гелендваген», оба спешат на рейс в Москву. Ведь впереди — новые выступления и новые свершения.
Наша справка
В рамках фестиваля «Белая сирень» были даны четыре концерта. Кроме того, 31 мая дирижер Юрек Дыбау дал мастер-класс по контрабасу, а 7 июня профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая провела открытую лекцию на тему «Рахманинов-пианист: музейный раритет или эталон?».
Фото: Василий Иванов
Кристина Иванова — Казань
Источник: https://kazanfirst.ru/article/403428
« назад