Бильбао покорён Мацуевым и Сладковским

10 февраля 2017
Mediapart

Бильбао покорён Мацуевым и Сладковским



Denis Matsuev en répétition

Я очень жалел, что не смог попасть в Болонью 28 января на исполнение 3 концерта Бетховена. Тем временем  на YouTube появилась 49 секундная запись последней части. Грандиозное исполнение и шокирующее открытие: оказалось, что концерт, скудные свидетельства которого мне удалось обнаружить, прошел 2-го февраля в Москве, менее чем через неделю после концерта в Болонье. Будет ли доступна полная запись в ближайшее время в Интернете?  Я послал это видео всем своим друзьям, которых, к сожалению, у меня немного. Разочарованный, я отчаянно искал в Интернете даты следующих выступлений Мацуева и  наткнулся на информацию о концерте в Бильбао.


Выходит Мацуев. Как обычно великолепен. Он сконцентрирован и его мысли уже настроены на долгое путешествие. Он садится. Командир принимает контроль на себя и мы в хорощих руках. Все будет прекрасно. Он берется за штурвал и мы все взмываем в звездное небо, почти сразу попадая в космос. Прогноз обещает несколько грозовых фронтов и ураганов, но и безопасное прибытие в пункт назначения. Рояль наполняет зал типичным для Мацуева качеством звука. Только он может играть в 3Д. Мне кажется, что сила и красота инструмента растут под россыпью пассажей этого демиурга. Мне посчастливилось услышать четыре исполнения этого концерта Мацуевым с разными дирижерами.  Каждый раз он берет работу на себя, заставляя нас следовать за его процессом творения и, в зависимости от обстоятельств, подчеркивая ту или иную грань.  В этот раз Денис решается погрузить нас всех в поэтическое ожидание, в котором мы парим над реальностью, охваченные невыразимым наслаждением. В тигеле своего рояля чародей выплавляет изысканные тембры, пассажи и звуки органа.  


Необходимо пережить этот волнующий момент за пару минут до конца первой части, когда приглушенный светло-печальный диссонанс духовых, предваряющий третье появление основной темы,  вырывает странника из сновидения, в котором перед ним разворачивали картину самых глубоких  душевных переживаний. 


И вот третья часть: Мацуев - Говард Хьюз собирает все свои силы. Это потрясающее зрелище: Атлант в сверхчеловеческой ярости, теряющий все свои силы и собирающий их вновь. Но это невозможно: Геркулес Н-4, самая большая летающая лодка, которую когда либо создавал человек, не может взлететь. Пена волн удерживает ее. Тихий океан намертво держит ее за обшивку. Деревянной махине приходит конец и ничто не может ее спасти. Секунды неумолимы. В неописуемой тревоге капитан нажимает на все рычаги и внезапно огромная машина в небе. Чудесное спасение. Солнце медных (!) в ошеломляющем крещендо приводит к кульминации. Это конец. Великолепный Мацуев привел нас к катарсису - мы оказались на причале сметенные и возрожденные.


Публика слушала особенно внимательно, не издав ни звука на протяжении всего концерта. Это позволило Мацуеву решиться на особенно изысканную динамическую агогику фраз. Взрыв аплодисментов. Виртуоз возвращается, чтобы исполнить Музыкальную табакерку Лядова. Редчайшая точность исполнения. Аплодисменты не прекращаются. Денис выходит еще раз для исполнения Пер Гюнта в транскрипции Гинзбурга - это он играет блестяще. Точность, энергия… Ошеломительно. Зрители безумствуют и Мацуев выходит на последний бис: джазовая импровизация на тему Дюка Эллингтона. Автор Третьего концерта ( вы понимаете о ком я) отказывался от бисов, так как само исполнение концерта его изматывало. Мацуев, напротив, словно обретает второе дыхание. Он наполнил этот бис ликованьем и невероятным звучанием.   

Начало второго отделения. Сладковский выходит на сцену  и без партитуры начинает дирижировать Второй Симфонией Рахманинова. Наизусть!  Выразительная, широкая, элегантная жестикуляция. Его искусство дирижирования и внутренняя музыкальность  позволяют ему добиться максимальной свободы и высшей степени искренности. Зал зачарованно наблюдает за тем, как оркестр подчиняется его воле. Все было великолепно, но я особенно вспоминаю Адажио. С самого начала присутствующие почувствовали, как внутри каждого зарождался экстаз. С самых глубин моей памяти всплывала печаль по утерянной любви. Кто еще смог бы исполнить Адажио с большей деликатностью, чтобы заставить нас забыться?

Совершенно чудовищно, что подобный дирижер недостаточно известен во Франции, мало приглашается и не принимается с большими почестями. Я прекрасно помню как смотрел на Медичи ТВ потрясающее исполнение Гала на закрытии фестиваля Grand Piano 5 мая 2016 года, когда он безупречно дирижировал, сопровождая исполнение лауреатов,  несколько часов без перерыва Моцарта, Грига, Шумана, Чайковского, Прокофьева, Рахманинова, чтобы закончить концерт Рапсодией в Голубых тонах с Мацуевым за роялем. На Youtube есть запись с этим же оркестром и этим же пианистом Второго Концерта Рахманинова, который они играли в Сочи. Пылкое, трепещущее исполнение. Каждый должен это увидеть!

Какой роскошный Татарский Национальный Симфонический Оркестр! Как они передают эмоциональные нюансы! Каждый жест Сладковского наполнен воздухом. Как он умеет комбинировать тембры! Искусство утерянное у нас. Все группы инструментов заслуживают похвалы: духовые, медные, струнные. Но мое сердце отдано скрипкам, которые достаточно часто оказываются или слишком пронзительными, или жесткими. Очень давно я не слышал настолько сочного звучания. 

Естественно, публика не может сдержать свой энтузиазм и, после многочисленных вызовов, Сладковский ( вновь без партитуры) представляет нам небольшой экскурс в Северную Америку: пьеса Бернштейна “ Слава”, посвященная Ростроповичу. Урааа! Еще вызовы. Второй экзотичный бис - Латино. Вызовы. Чествование Татарстана и Казани - Лагерь Тамерлана Александра Чайковского. И так как аплодисменты не стихают, Сладковский решает повторить отрывок, а публика радостно отбивает ритм. 

Публика постепенно расходится под моросящим дождем. Я пешком возвращаюсь в гостиницу, размышляя о том, не является ли русской национальной чертой эта способность превратить приятное культурное мероприятие в незабываемый опыт. Каждый из артистов находится на сцене не для того, чтобы выполнить контракт, а поделиться своей страстью. В этом есть элемент служения и мы знаем, что Денис не жалеет своего времени, чтобы помочь другим музыкантам.  Кажется, что их призвание - нести музыку миру и это очень важно сейчас. И еще один аспект не дает мне покоя: Денис Мацуев и Александр Сладковский оживляют величие и благородство музыки, тогда как другие исполнители словно не подозревают об их существовании. Где мы потеряли эту способность? Мы, французы, сейчас так нуждаемся в этом лекарстве и в этой надежде.

 

Jacques Chuilon

Paris, février 2017

 

Denis Matsuev aux commandes

Источник: https://blogs.mediapart.fr/jacques-chuilon/blog/100217/matsuev-et-sladkovsky-bilbao-est-ebloui

 


« назад