Играть симфонию успеха…

27 января 2017
Известия Татарстана

 Играть симфонию успеха…

Поистине триумфальным для Государственного симфонического оркестра РТ и его художественного руководителя, главного дирижера Александра Сладковского получился минувший год. В центре внимания общественности оказались декабрьские гастроли в Европу и рукоплескание в крупнейших залах Германии, Австрии, Швейцарии, Словакии.



Концерт в знаменитом Золотом зале Мюзикферайн в Вене вызвал настолько мощный шквал эмоций, что слушатели аплодировали стоя. Апофеозом года стали итоги, подведенные национальной газетой «Музыкальное обозрение». Согласно рейтинга, Александр Сладковский удостоился премии «Дирижер года», а Президент РТ Рустам Минниханов, всецело поддерживающий развитие классического музыкального искусства, признан «Персоной года». Едва отойдя от первых гастролей европейского уровня, оркестр уже вступил в новую активную пору: впереди поездка в Испанию, фестиваль Ростроповича в Баку, выступление в зале Московской консерватории. Плотный график на ближайшие месяцы.

Редакция «ИТ» не могла обойти стороной исторически значимые события, и в первых числах января состоялось интервью нашего журналиста с маэстро. Открытость собеседника позволила обсудить не только работу оркестра, но и темы, касающиеся каждого целеустремленного человека. Александр Витальевич поделился с читателями нашего  издания секретами успеха и достижения целей, рассказал о своей музе, вдохновляющей его на новые достижения.

- Александр Витальевич, теперь, когда страсти немного поутихли, откройте секрет: что все-таки заставило европейскую публику рукоплескать нашему оркестру многократно, да еще стоя?

- Просто она чувствует искренность, пыл, абсолютную открытость. В музыке, да и в искусстве это самое ценное. Когда актер не играет, а проживает роль, когда музыкант не просто исполняет ноты, а эмоционально передает все, что за ними скрыто, понимаете? Это такая тонкая материя. Именно поэтому искушенного слушателя не обмануть, не провести, особенно искушенного, воспитанного в музыкальных традициях столетиями.

- Подбирая репертуар для турне в Европу, чем вы руководствовались?

- Тут все прозаично. Его подбирают агенты и организаторы концертов. Мы же не просто по своей инициативе взяли и поехали. Билеты на наши выступления продавались, причем все концерты были абонементные. Но при этом важная деталь: мы не снимали залы, чтобы о себе заявить. Устроители изначально делали акцент на том, что оркестр из России будет играть определенную программу. Конечно, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов в этом плане легендарные, абсолютные «хэдлайнеры» российской композиторской школы. Учтите, что мы всё-таки первый раз ехали в турне такого уровня, и нам надо было решить сразу несколько задач. Поэтому, чтобы не рисковать, мы положились на рекомендации организаторов. Я ничего не выбирал, согласился с тем, что нам предложили, хотя и принимал участие в обсуждении. 

- А как же исполнение «Стана Тамерлана»?

- Ну, это уже «бисовка», то, что не входило в основную программу. О нем вообще никто не знал, это был последний выстрел, который уже «добивал» людей до состояния восторга. Тут уже дело дирижера, как завершить программу настолько драматургически, чтобы зал визжал от нахлынувших эмоций. Поверьте, если бы я по-другому построил, скажем, порядок исполнения «бисов», у нас бы не было такого успеха. За годы работы знаю до микрона, что делать, чтобы зал был мой.

- СМИ называют турне оркестра не иначе как «окном в Европу». А вы?

-  Положа руку на сердце, мне даже некогда оценивать, зрителю видней.  Впереди – тур в Испанию, фестиваль в Баку, приуроченный к 90-летию Ростроповича, выступление в Московской филармонии, фестивали Мацуева. Вторая половина сезона просто чудовищно насыщенная. Но если настаиваете, то отвечу: определяю произошедшее как прорыв в Европу, потому что на таком уровне не всякий российский оркестр когда-либо за всю свою историю выступал. Поверьте, оркестров много, но в «Мюзикферайн» играли единицы. Речь не просто о прорыве, а о захвате территории (в  хорошем смысле). Мы вошли в историю, записали всего Шостаковича, играли в «Мюзикферайн», мы первый региональный оркестр, который выступал на канале «Меццо», а это сотни показов! 

- Поездка в Испанию – продолжение восхождения?

- По сути, да. Правда, в качестве организаторов выступает другое агентство, но схема взаимодействия та же. Мы имеем дело с профессионалами. Программа уже известна. Будем играть русскую музыку Чайковского - четвёртую, шестую симфонии, Рахманинова - второй и третий фортепианный концерт, вторую симфонию и «Испанскую Каприччио» Римского-Корсакова.        - Как вы считаете, в чем особенность испанского слушателя?

- Обязательно поделюсь своими впечатлениями после приезда. Я играл в Испании неоднократно, и хочу сказать, что там публика такая же горячая, даже еще жарче, чем на севере. Мы будем играть в Мадриде, Бильбао, Логроньо, Витории и Мурсии.

- Все-таки в целом тенденция такова, что ценность классической музыки растет и за рубежом, и у нас в России…

- Да, но процесс этот не спонтанный, речь идет о планомерной, комплексной, ежедневной работе. Например, я начинал играть в пустом зале.  Не бывает одного в отрыве от другого. Выступления, звукозапись, видеозапись, телевизионные сюжеты. Нас сегодня на телеканале «Культура» показывают и днём, и ночью. Только в 2016 году было 14 показов. Едва наступил 2017-й, мне уже звонят и сообщают, что мы опять в эфире. У нас там уже достаточно большой репертуар, который периодически используют для трансляции. Это о многом говорит, потому что «Культура» - канал очень жёсткий в смысле отбора и допуска, туда попасть непросто.

- А какова предыстория участия в фестивале имени Ростроповича, куда оркестр едет в апреле этого года?

- После возвращения с оркестром республики из «Мюзикферайн»  Ольга Мстиславовна позвонила мне и пригласила участвовать наш оркестр в юбилейном фестивале великого Ростроповича. Уже на следующий день мы встретились и обсудили детали. Будем играть на фестивале увертюру Бернстайна, который посвятил ее Ростроповичу, когда он эмигрировал в Штаты в 70-х. Совершенно роскошная штука, короткая, фантастическая пьеса, неизвестная никому, но я её очень хорошо знаю. Будем играть Лютославского – концерт для виолончели, посвящённый Мстиславу Леопольдовичу. Его будет исполнять Анастасия Кобейкина, тоже наша давняя, так сказать, сценическая партнёрша и очень уважаемый сегодня авторитетный исполнитель мирового уровня. Будет и восьмая симфония Шостаковича, знаменитая тем, что дирижировал ею Ростропович в свой последний выход на сцену. Я был тому свидетель. Очевидно, что благодаря высокой репутации оркестра, мы получаем приглашения участвовать в фестивалях и концертах от очень авторитетных музыкантов.

-  Слушаю вас и думаю: всего за шесть лет, пока вы возглавляете оркестр, столько событий! Не устаем восхищаться, как на все это у вас и музыкантов хватает внутренних ресурсов…

- Не считаю это подвигом. Кто-то спит целыми днями, кто-то пиво пьет, у каждого человека своя батарея, свой заряд, свои источники питания, вдохновения. Просто я точно знаю, что за данные нам в земной жизни возможности придется отвечать, поэтому надо максимально эффективно использовать каждый день, успеть реализовать все задуманное. Наверное, это одна из ярких для меня мотиваций.

- Какие из событий за 6 лет в жизни оркестра считаете наиболее знаковыми?

- Наверное, изменения в отношении людей к классическому искусству, к музыке. Разумеется, если бы мы транжирили государственные деньги, действовали бездумно, то никакого результата бы не получили. Но мы выбрали единственно верный путь. Работаем, что называется, «по-черному», не представляете, сколько всего приходится успевать за день. А как иначе? Хороший тренер должен держать игроков в тонусе, если есть цель двигаться, развиваться. Конечно, переворот в сознании произошел не сразу. Но по мере работы в наших проектах участвовали люди из правительства, сам мэр Казани, Ильсур Раисович Метшин, читал Гофмана со сцены Большого зала. Вот сейчас юбилей нашего первого Президента Татарстана, Минтимера Шариповича Шаймиева,  готовится, мы там будем в центре событий.

Стало нормой хорошего тона, когда Симфонический оркестр республики представляет Татарстан не только в Казани, но и в Москве, Анкаре, Туркмении, Астане. Газета «Музыкальное Обозрение», где мы отмечены - понятно, что это не «Нью-Йорк таймс», но в российской музыкальной среде СМИ самое авторитетное. Знаете ли вы, что Президент РТ, Рустам Нургалиевич Минниханов,  приходил во время записи Шостаковича к нам? Само осознание такой тесной связи уже впечатляет. Мне вчера ночью пришла смс от Володи Бабешко, очень талантливого казанского воспитанника. Хотите, прочту? Многое поймете. Дело в том, что вчера в Давосе они играли перед огромным количеством бизнесменов, политиков. Он пишет: «Дорогой Александр Витальевич, вам привет из Давоса. Сейчас только что сыграл концерт с Мутер на Всемирном экономическом форуме, и Мутер перед концертом представила пару стипендиатов, включая меня, и сказала, что я из Татарстана. Знаете, кто был среди публики? Рустам Минниханов!». Представляете, глава республики находится по делам в другом государстве, в Швейцарии, и вдруг легендарная скрипачка мирового масштаба говорит со сцены о нашем воспитаннике.

- Да, это впечатляет. Но все же физически очень трудно переносить нагрузки, постоянные перелеты из одной страны в другую…

- Послушайте, я считаю, что оркестр – это батальон спецназа быстрого реагирования. Понимаете? Во всяком случае, мы к этому привыкли. Когда надо – мы едем на автобусах, ничего страшного в этом нет. Гораздо хуже, когда ты никому не нужен, и раз в год своим ходом ездишь куда-нибудь в захудалый район. Я, конечно, утрирую, но все же. А когда ты локомотив, и несешь флаг республики, когда ты на передовой, вопросы переездов отходят на второй план. Единственное, стараюсь заботиться о том, чтобы ребятам было максимально комфортно, чтобы им было удобно, сыто, тепло. Настолько, чтобы можно было заниматься музыкой.

- За гастролями про казанцев не забудете?

- О чем вы? У меня в Казани минимум 60 концертов в сезон!  Все расписано по дням.

 - Притом еще и планы европейского масштаба…

- Разумеется. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Главное - не потерять веру, ведь в жизни не всегда все идет гладко. У меня много задумок не только касаемо нашего оркестра, хотя в первую очередь, относительно него. Конечно, есть мечты, музыкальные фантазии, которые движут мной. Это невероятная сила. Если ей неправильно пользоваться, можно сильно обжечься.

- Какая женщина способна вдохновить успешного мужчину? Кто является вашей музой?

- Источник моего вдохновения – музыка. Да, в жизни каждого мужчины есть женщины, которые помогают, поддерживают, есть женщины – деловые партнеры. Но вдохновляет только музыка! И тут нет никакого лукавства. Прошлый год для меня был насыщен событиями – хорошими и не очень. Умерла мама, и так получилось, что это произошло незадолго до выезда в Европу. На моих плечах было много обязательств, я не мог подвести людей. От такого ритма впору было сойти с ума. Но вот наступили новогодние каникулы, и я после всей этой гонки – эмоциональных взлетов и падений - просто сделал остановку. Мне стыдно, но я вообще ничем не занимался все эти новогодние праздники. Это притом, что своей очереди ждали партитуры, которые нужно продирижировать, разучить. Не мог себя заставить. И вот вчера, наконец, сел за партитуру, за рабочий стол, погрузился в любимую музыку и … не смог уснуть. До 6 утра «занимался любовью» с симфонией. Это сложно понять, это состояние, при котором ты как будто попадаешь в другое измерение, перестаешь понимать, что ощущаешь физически. Тебя наполняет энергетический поток.  Вот вы говорите: что вдохновляет? Конечно, работа, оркестр, конечно, музыка и зрители, которых становится все больше…

- С вашей сточки зрения, любая музыка так подпитывает?

- Конечно, нет. Есть хорошая и плохая музыка. Но если мы говорим о классических музыкальных произведениях, то ее сила необыкновенна. Ее вибрации, геометрия, архитектура и архитектоника, ее мелодизм, гармония и ритм вызывают в любом нормальном человеке исключительно позитивные чувства, эмоции. Они облагораживают, дают силы. Человек, который слушает классическую музыку, намного богаче, чем тот, кто лишен этого. У меня много знакомых, которые никогда не ходили в зал и не слышали живой симфонический оркестр. Сейчас их постепенно обращаю в свою веру, и когда они видят или слышат даже запись, у них в сознании происходит переворот, появляется интерес пойти и услышать то же вживую.

- Что, по-вашему, необходимо для того, чтобы достигнуть успеха? Как понять, где именно твой путь?

- Понять это невозможно, только почувствовать. Как раз музыка и дает возможность окунуться в чувственные сферы. Вы знаете, я тоже всегда интересовался историями успеха других выдающихся людей. Мне очень повезло, потому что я учился в Петербургской консерватории, и на моих глазах Гергиев стал живущей легендой. Я слышал мастеров высочайшего масштаба в Ленинграде, и, собственно, дирижером я мечтал стать с 13 лет, под властью желания увидеть Темирканова. Я видел Башмета, когда еще был совсем «зеленым», а он – на пике славы. Он и сегодня потрясающий! Сейчас я могу точно сказать, что мечты сбываются, а если они не сбываются, значит, их не было.

- Почему людям стали так интересны истории успеха других?

- Людей интересует не это, им просто хочется нормальной жизни. Для них понятие успешный  означает «живущий по-другому». Это иллюзия, потому что чем больше ты зарабатываешь, тем сложнее инвестировать собственные деньги. Признаюсь, и у меня были такие иллюзии. Сейчас я точно знаю, что формула счастья – в том, чтобы беречь то, что имеешь, и довольствоваться тем, что тебе посылает Бог, и, конечно, мечтать и проецировать то, что ты хотел бы иметь. Успешные люди – те, кто не боится делать выбор. В 1994-м в возрасте 24 лет я ушел в отставку, ушел в никуда, будучи на очень высокой должности, офицером Советской армии. Это был дерзкий, с точки зрения нормального человека, поступок. Если помните, это были голодные годы – продукты по талонам, период дефицита. Я это помню очень хорошо, потому что у меня уже тогда рос сын. Надо было рискнуть и решить: чего я хочу. А больше всего в жизни хотел делать то, чем занимаюсь сейчас. На тот момент это называлось прыгнуть в последний вагон уходящего поезда.  Уже много позже пришло осознание, что успех – это комплекс действий разумных и интуитивно правильных, которые приносят желаемый тобой результат.

- Благодаря вашему выбору, сегодня мы можем наслаждаться музыкой и гордиться своей республикой. Огромное спасибо за интервью и тот опыт, которым вы щедро делитесь с людьми. От имени редакции желаем вам и оркестру в наступившем году новых успехов!

Беседовала Оксана БИРЮКОВА

Источник: http://tatarnews.ru/articles/9331


« назад