Александр Сладковский: «Народ должен быть сытым»
На днях героем онлайн-конференции в редакции «Реального времени» стал художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, народный артист России Александр Сладковский. Конец года для татарстанского симфонического весьма отраден — только что завершились первые гастроли по Европе, где кульминацией тура стал концерт в венском зале «Музикферайн». Но речь на интернет-конференции шла не только об этом, но и о том, какой путь прошел ГСО РТ за последние 6 лет.
Нарушая логику
Приезд Александра Сладковского 6 лет назад в Казань можно было считать и сенсацией, и нарушением логики. Как правило, люди искусства из регионов стремятся уехать в столицу правдами и неправдами, а здесь все с точностью до наоборот. Успешный московский дирижер, работающий и с оркестром Юрия Башмета, и с другими топовыми коллективами, неожиданно круто меняет жизнь и переезжает в Татарстан.
И получает в свое распоряжение коллектив не самого благополучного оркестра. Но уже в октябре 2010 года концерт открытия сезона проходит при аншлаге. Заметим, такого на выступлениях ГСО РТ перед этим не было много лет. Сейчас аншлаги на концертах нашего симфонического — нормальное явление. То есть залов, не заполненных под завязку, теперь просто не бывает.
«Я был знаком с оркестром еще за год до приглашения его возглавить, приглашали, когда нужно было произвести хорошее впечатление, совершить некий прорыв. Это не было случайностью. Пришлось пройти через большое количество испытаний, за них я благодарю огромное количество людей, которые так или иначе принимали в них участие. Тот путь, что мы прошли, он очень показателен. Вот мы сегодня здесь с вами сидим и говорим, а завтра (24 декабря — прим. ред.) мы будем играть на большом президентском приеме в ГБКЗ РТ. По-моему, такого не было еще никогда. Президент поздравляет руководство республики, авторитетнейших людей с Новым годом, и мы будем играть классическую программу. Как играли в Вене», — комментирует Александр Сладковский.
Отвечая на вопрос об опасениях, Сладковский говорит, что ехать в Казань из Москвы ему не было страшно, страшно было бы бесславно возвратиться в Москву. Но этого не случилось, оркестр обрел нового «рулевого» и начал продвигаться вперед. Эти положительные сдвиги в творческой судьбе оркестра, полагает Сладковский, не были бы возможны без поддержки президента РТ Рустама Минниханова и многих авторитетных людей республики.
Концерт в «Музикферайне». Фото facebook.com/tatarstansymphony
«Мы в начале пути»
Сладковский полагает, что концерт 6 декабря этого года в «Музикферайне» — это отправная точка для нового маршрута оркестра. «Поверьте, есть огромное количество неплохих музыкантов, которые даже близко не подходили к этой сцене», — отмечает Сладковский. Он справедливо полагает, что об уровне развития страны, ее потенциале можно судить по тому, какой в этой стране оркестр. Примеров тому — несть числа. «Экономически развитые страны, как правило, упоминаются в связи с их оркестрами», — заметил маэстро.
И в этом контексте европейский тур ГСО РТ — отличный промоушен Татарстана в Европе. Потому что сейчас республика имеет оркестр, который входит в пятерку топ-оркестров страны. Сладковский же ставит перед собой амбициозные цели: вывести ГСО РТ в топ оркестров мира.
«Моя политическая функция в том и заключается, что мы не просто хорошо играем музыку, но и показываем, что в Казани, в Татарстане, есть инструмент, который говорит на языке интернациональном, не требующем перевода. И мы этим языком в совершенстве владеем», — резюмировал Александр Сладковский.
«Пришлось все менять»
Один из вопросов касался того, что, придя 6 лет назад в ГСО РТ, Александр Сладковский начал не только с творческих, но и с экономических преобразований. Как ни рассуждай о вдохновении, но экономическая составляющая в искусстве должна учитываться.
То, что мы сейчас видим, — это результат ежедневного, невероятного черного труда
«Народ должен быть сытым. Армия должна быть вооруженной. Тут я ничего не придумывал. Все произошло молниеносно. Уже через полгода мы из придатка учреждения культуры превратились в автономное учреждение культуры. Та система, которая была до этого, она просто не давала никаких шансов оркестру начать нормально играть. Было очень много людей, которые не могли нормально играть и хотя бы соответствовать среднему уровню. Все было наперекосяк: музыканты, которые могли бы быть солистами, сидели на скамейках запасных и были на вторых ролях. Музыканты, которые ничего не могли, сидели за первыми пультами. Пришлось все менять. То, что мы сейчас видим, — это результат ежедневного, невероятного черного труда», — полагает маэстро.
Шесть последних лет оркестра — это история его восхождения, сделавшая коллектив известным. И концерт в «Музикферайне» — это не вершина, а одна из отправных точек на маршруте. О том, как ГСО РТ идет к намеченной цели и шел разговор на онлайн-конференции в «Реальном времени». Полную версию беседы с Александром Сладковским можно будет прочесть в ближайшее время на нашем сайте.
Татьяна Мамаева
Источник: http://realnoevremya.ru/articles/51654
« назад