Александр Сладковский и ГСО РТ пришли к «Согласию»
Накануне при аншлаге в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева прошел второй концерт международного фестиваля современной музыки Concordia. Концерт фестиваля, носящего имя Софии Губайдулиной, был посвящен юбилею композитора. Несколько дней назад София Азгатовна отметила 85-летие, поэтому программа вчерашнего концерта целиком состояла из ее произведений. В главном концертном зале республики побывала корреспондент «Реального времени».
Башмету посвящается
Фестиваль Concordia проходит в Татарстане в шестой раз. Шесть лет назад он был учрежден и инициирован главным дирижером и художественным руководителем ГСО РТ Александром Сладковским. Немного странно, что до той поры на родине всемирно известного композитора, чьи произведения считают за честь исполнять лучшие оркестры мира, подобного фестиваля не было…
Были разовые приезды Губайдулиной в Казань, которые разовыми приездами так и оставались. И вдруг шесть лет назад нашелся человек, который историческую справедливость восстановил, и теперь каждую осень казанцы знакомятся не только с сочинениями Губайдулиной, но и с другими лучшими образцами современной музыки. Не стал исключением и нынешний год.
Программу вчерашнего концерта составили сочинения Софии Азгатовны, и он был посвящен ее 85-летию. В программе принял участие не только главный татарстанский оркестр, но и выдающийся альтист Юрий Башмет. Он и открыл программу.
Концерт для альта с оркестром — это сочинение Губайдулина посвятила именно Юрию Башмету. Альтист выходит на сцену, как всегда, в черном, в традиционных стильных круглых очках, легкий, порывистый, со своим знаменитым инструментом XVIII века издания.
В программе принял участие не только главный татарстанский оркестр, но и выдающийся альтист Юрий Башмет
По его пластике, по настрою можно подумать, что сейчас прозвучит нечто легкое, сродни увеселительному путешествию. Но как обманчиво это внешнее! С первых тактов музыки понятно, что надо настроиться на его волну, надо вслушиваться и поймать то тайное, что заложила в музыке Губайдулина и что разгадал музыкант. А он вдруг стал как-то неожиданно закрыт, мистериален, словно боялся расплескать открывшееся ему.
И этот триумвират, что сложился на сцене, Башмет — Сладковский — оркестр, он так слажен, так понимает друг друга, что мы, зрители, кажемся лишними, случайными, непосвященными. Звуки нарастают, подобно волнам и неожиданно наступает тишина. Через длинную паузу раздаются аплодисменты.
Сказки и страшные сны
«Да здравствует София!», — написал на своей страничке в «Фейсбуке» Александр Сладковский через два часа после окончания концерта. Если по справедливости, то такого же восклицания заслуживают за вчерашнюю работу и оркестр, и дирижер.
Потому что сложнейшая, философская, апокалиптическая музыка Губайдулиной была прочитана легко и свободно. А это высший пилотаж в искусстве — исполнять сложные вещи, словно забавляясь. Этой легкости, как правило, предшествует колоссальный, словно на галерах, труд.
Сложнейшая, философская, апокалиптическая музыка Губайдулиной была прочитана легко и свободно
Второе отделение состояло из симфонической поэмы для оркестра «Сказка», сочинения Concordanza, что в переводе означает «Согласие», и сочинения для симфонического оркестра и органа «Всадник на белом коне». Последнее посвящено Валерию Гергиеву. Партию органа исполнила Карина Горбанова.
Три сочинения — три разных философских трактата. Иллюзорность «Сказки», где словно капля за каплей падает замерзающая в воздухе вода, становясь хрусталем. Повествовательность Concordanza, где прорывается страсть. «Всадник на белом коне» — страшный сон, когда хочется проснуться, но это видение не отпускает.
Сложнейшие смысловые ходы композитора вдруг становятся простыми и понятными, образы кристально ясными, все выстраивается в четкую логическую цепочку, где алгебра сочетается с гармонией.
Все второе отделение маэстро подобен натянутой струне. На сцене он теург, он посвященный, его личная воля слилась с волей композитора. Музыка Губайдулиной, в которой так много идет от религиозности автора, — это тот самый текст, тот монолог, с которым дирижер обращается к небу, посылая небесам любовь и благоговение. «Бог есть любовь», — это словно звучит со сцены.
Лавинообразное звучание органа в «Всаднике на белом коне» постепенно превращается в эхо, в отголосок. Темперамент, с которым Сладковский ведет оркестр к финалу, зашкаливает и неожиданно наступает мертвая тишина. Зал не сразу отходит от потрясения, начинает аплодировать через паузу.
Хочется верить, что запись этого концерта дойдет до автора.
Дмитрий Резнов
Источник: http://m.realnoevremya.ru/today/46771?utm_source=Viber&utm_medium=Chat&utm_campaign=Private
« назад