Костер в Руане зажгли из Казани
Татарский оркестр исполнил в Москве «Жанну д'Арк» Онеггера
В Москву Госоркестр Татарстана наносит регулярные визиты. Их известным минусом остается стандартный репертуар: не вполне ясно, зачем столице еще один, пусть даже очень хороший, оркестр, играющий все те же самые знакомые симфонии. А ведь Сладковский и его подопечные могли бы расширять наш кругозор, исполняя в Москве больше татарской или другой редкой музыки, современных партитур – как это делает, к примеру, Владимир Юровский, к которому публика ходит не за оригинальностью интерпретаций, а за самой музыкой, доселе незнакомой.
Нельзя сказать, что в Москве «Жанна д’Арк на костре» никогда не звучала (один раз в заглавной партии даже выступила Фанни Ардан), но эта партитура уж точно заслуживает более частых исполнений. Орлеанская девственница, особенно в облике миниатюрной актрисы, впечатляет соединением беззащитности и мужества, напоминая героев наших дней, которые решаются в одиночку противопоставить свое поведение вкусам большинства и платят за это высокую цену. Сладковский уверенно начертил драматический контур оратории, в которой откровенно театральные, кинематографические и прочие иллюстративные качества соединены с чистой музыкой высокой красоты и оригинальности. Песенки чередовались с бодрыми маршами под барабанный бой, терпкий григорианский хорал сменялся жанровыми сценками, в которых пританцовывающий суд свиней и баранов веселил даже саму обвиняемую.
Исполнение партитуры Онеггера вошло в абонемент «Грани бессмертия. Великие оратории ХХ века». Оркестр Татарстана, созданный полвека назад, – сам произведение ХХ века, символизирующее единство национальной татарской и мировой культур. Исполнение казанским оркестром французского шедевра в Москве оказалось более чем органичным.
Максим Стулов / Ведомости
Источник: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/10/28/662716-koster-zazhgli
« назад