«Рахлинские сезоны» открыла одиннадцатилетняя пианистка

7 апреля 2019
Казанский репортер

«Рахлинские сезоны» открыла одиннадцатилетняя пианистка

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан триумфально открыл IX Международный фестиваль «Рахлинские сезоны». Наш обозреватель внимательно следил за происходящим на сцене.



Возбуждение и ажиотаж царили уже на подступах к Государственному Большому концертному залу имени С. Сайдашева казанцы всегда с особым подъёмом ожидают этого фестиваля, зная, что его программа обычно по большей части состоит из произведений композиторов-романтиков, которых так любил основатель нашего симфонического оркестра.

Музыкант импровизационного и «чувственного» склада, Натан Рахлин был особенно убедителен в романтическом репертуаре, поскольку он и сам был дирижёром романтического типа. Самой привлекательной чертой творческого почерка Натана Григорьевича было вовлечение оркестрантов и слушателей в орбиту переживаемого им самим. В момент исполнения он буквально гипнотизировал, парализовал чужую волю, делал каждого артиста послушным инструментом своего художественного видения.

В его эпоху оркестр исполнил почти все симфонические произведения Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера, Ференца Листа, Густава Малера, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Николая Мясковского…

Феликс Мендельсон-Бартольди принадлежал к особым ключевым фигурам в творчестве Натана Рахлина. Поступая сразу на третий курс по классу скрипки, Натан Григорьевич сдавал экзамен на трубе-баритоне, изумив приёмную комиссию исполнением скрипичного концерта Мендельсона-Бартольди в собственном переложении для трубы.

IX Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» тоже открылся произведением этого немецкого композитора, дирижёра, пианиста и органиста. В исполнении одиннадцатилетней Александры Довгань прозвучал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль минор, opus 25.

Александра Довгань – ученица пятого класса Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И Чайковского. Обладательница Гран-при II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, она уже совершенно сформировавшийся музыкант, со своим туше, внутренней свободой и удивительным артистизмом. Именно этот концерт Феликса Мендельсона-Бартольди, с его изяществом, тонкостью, искренностью, помог ей победить в этом престижном соревновании.

Она уже не единожды выступала на прославленных сценах концертных залов мира покоряла певучестью, мягкостью и деликатностью игры президентов России и Франции, премьер-министра Японии, открывала фестивальный цикл «Русские сезоны» в Германии. На том конкурсе, где Александра Довгань победила, оркестром дирижировал Александр Сладковский. Телеканал «Культура» охарактеризовал тогда её как одну из самых молодых и талантливых пианисток своего поколения. И вот теперь, благодаря маэстро, пригласившему её на один из своих проектов, в этом смогли убедиться и казанские меломаны.

Ни одного резкого звука, ни одной бессмысленной интонации, всё прожито и прочувствовано юной пианисткой в произведении Феликса Мендельсона-Бартольди. Завершённый в октябре 1831 года, Первый концерт двадцатидвухлетнего композитора воспринимался современниками как драматические сцены для фортепиано. Три части, исполняющиеся без перерыва – только фанфары труб и валторн отделяют их одну от другой, наполнены лёгкостью, искристостью и порывистостью. Концерт включает в себя несколько инноваций, которые, собственно, и создают романтический стиль не существует оркестрового вступления tutti, фортепиано вступает буквально через несколько тактов после оркестра; нет здесь и виртуозной каденции солиста, а кроме того, и оркестр, и солист развивают мелодические темы вместе по мере развития произведения. Начав в настроении бурной ярости, фортепиано и оркестр проходят через галерею экспрессивно-героических и эмоционально чувственных образов, чтобы прийти к пламенному финалу, воспевающему личность.

Кажущееся на первый взгляд простым, на самом деле сочинение Феликса Мендельсона-Бартольди требует от пианиста не просто хорошей исполнительской техники, но взрослого осознания сути программного opus’а. Александра Довгань оправдала доверие дирижёра и создателя «Рахлинских сезонов» Александра Сладковского, справилась с эмоциональной инерцией зала и сорвала овацию искушённых ценителей романтической музыки.

И тогда на «бис» прозвучали трогательные и трепетные «Маргаритки» Сергея Рахманинова – небольшая пьеса, поражающая своей ювелирной отделкой. В исполнении Александры Довгань она превратилась в шедевр изысканной красоты и высокого совершенства в импрессионистическом стиле. Эфемерные, вибрирующие в воздухе звуковые краски долго не отпускали воображение слушателей.

Вторым шедевром этого вечера стала Симфония № 1 Густава Малера.

«Это так необычно – будто из меня излился горный поток!» – признавался двадцатисемилетний композитор в марте 1888 года, когда Симфония была закончена. Ещё в студенческие годы пытался он создать произведение в этом жанре, но неудачно. Да и этот вариант ему не пришёлся по душе. Вновь и вновь возвращался Густав Малер к своему замыслу, пока в 1896 году не появился окончательный вариант – третья редакция Симфонии № 1 ре-мажор.

Разлад героя-романтика с житейской пошлостью и лицемерием – такова её основная сюжетная линия. Вот картина пробуждающейся природы в медленном вступлении словно из предрассветной тишины возникают фанфары охотничьего рога (кларнеты), голоса птиц (точная имитация клича кукушки у кларнета–solo), неясный нарастающий гул. Её сменяет буйная жизнерадостность и напористость деревенской пляски с ее несколько неуклюжей пластикой «Юноша идёт по свету, став уже сильнее, грубее, жизнеспособнее», – говорил об этой части сам Густав Малер. Студенческая песенка-канон «Bruder Jakob», переведённая в минор и тем самым как бы притворно омрачённая, в третьей части Симфонии рождает впечатление злой насмешки над самыми сокровенными, святыми чувствами в притворные слёзы траурного марша вклинивается знойный танцевальный напев с утрированным «цыганским» надрывом. Наконец, атмосфера отчаяния, безысходности и боли вступает в противоборство с идеалами, всё ещё царящими в душе героя, музыка обрушивается на слушателя, подобно волнам бушующего моря, и в слиянии с природой человек обретает душевную силу.

Александр Сладковский не просто любит Густава Малера – он тонко чувствует каждый изгиб его мысли, каждую грань его души, каждый нюанс его мелодии. Он являет в своей интерпретации австрийского композитора вместо мыслей самую деятельность мозга – и публика внимательно следит за пульсацией сгустка нервов, посылающих свои импульсы-приказы не только послушным дирижёру симфоникам, но и всем, собравшимся в концертном зале. Мы не просто сопереживаем герою малеровского opus’а, мы проживаем вместе с ним напряжённую, полную драматической борьбы жизнь.

Музыковеды утверждают, что Густав Малер открывает грозные перспективы трагедии, которая, возможно, ждёт людей XXI века. Александр Сладковский, возможно, тоже это интуитивно ощущает, но его интерпретация малеровского наследия отнюдь не апокалиптична романтическая натура маэстро Сладковского видит выход из грядущей катастрофы в неустанной борьбе, в неуспокоенности, в отторжении житейской пошлости и лицемерия.

Никогда ранее Густав Малер не обретал той природной силы, той драматической мощи, той эмоциональной яркости, какие явил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением его главного дирижёра и художественного руководителя в вечер открытия IX Международного фестиваля «Рахлинские сезоны».

– В этом году для «Рахлинских сезонов» я придумал концептуально новую историю и думаю, что она будет невероятно интересна нашим слушателям, – поделился Александр Витальевич своими идеями на ближайшее будущее. – Сейчас в мире академической музыки очень популярно виртуозно играть на каком-либо инструменте симфонического оркестра и при этом дирижировать. У меня есть очень много друзей, которые делают блистательную карьеру за пределами России в обоих направлениях и показывают их во всей красе.

Так в афише IX Международного фестиваля появились звёздные имена «итальянца» Сергея Крылова, «австрийца» Юлиана Рахлина и «англичанина» Максима Рысанова, которые одновременно будут и дирижёрами, и солистами фестивальных концертов. Такой подход замысливается и как своеобразное приношение памяти Натана Рахлина, игравшему практически на всех музыкальных инструментах симфонического оркестра.

В программе – произведения Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганнеса Брамса, Франца Шуберта, Добринки Табаковой и Петра Чайковского. Ещё три апрельских вечера казанских меломанов ждут встречи с прекрасным наследием композиторов-романтиков.

Планка задана высочайшая. Ждут ли нас новые взлёты Думаю, ответ очевиден.

Зиновий Бельцев.

Источник httpskazanreporter.rupost3599_rahlinskie-sezony-otkryla-odinnadcatiletnaa-pianistka


« назад