Марафон под знаком d-es-c-h, который прославит Татарстан на весь мир
Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского для знаменитой компании «Мелодия» записывает все симфонии и инструментальные концерты Дмитрия Шостаковича.
Август стал горячим не только по причине летней жары: в столице Татарстана начался невероятный, но уже ставший историческим марафон под знаком D-Es-C-H. И приурочен он к событию мирового значения - весь мир отмечает 110-летие со дня рождения великого композитора Дмитрия Шостаковича. К его юбилею Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» реализует глобальный музыкальный проект - запись всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича!
Александр Сладковский с Лукасом Генюшасом
- То, что нам предстоит сотрудничество с таким гигантом, я думаю, это очень серьезная кооперация, не говоря уже о задумке, которую фирма «Мелодия» поручает, что называется, «под ключ» нашему оркестру, - считает Александр Сладковский.
Осуществить амбициозный проект и записать музыку Дмитрия Шостаковича было заветной мечтой руководителя татарстанского оркестра.
- Она очень давняя и связана с впечатлениями моего детства. Сильнейший импульс к желанию стать дирижером дала именно изданная «Мелодией» запись 10-й симфонии Шостаковича Берлинским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна из Большого зала Московской консерватории, - рассказал маэстро.
Реализовать эти дерзкие фантазии пришлось спустя много лет. Сладковский шел к ней постепенно, для воплощения в жизнь задумки потребовался «инструмент» - оркестр. И им стал Государственный симфонический оркестр Татарстана. Маэстро на протяжении шести лет оттачивал мастерство и профессионализм музыкантов, в итоге сегодня это большая сплоченная команда, способная поднять и записать такой гигантский массив, как полное собрание сочинений Дмитрия Шостаковича. Причем не просто записать, а сделать уникальную вещь, которая войдет в мировую коллекцию музыкальных шедевров. На сегодняшний день оркестр Сладковского по праву является лучшим региональным и входит в число лучших в России.
с Дмитрием Маслеевым
- Я горжусь, что именно в Казани, благодаря вниманию и всесторонней поддержке Президента Республики Татарстан, за шесть лет удалось воссоздать оркестр, способный исполнить и записать целые циклы партитур такого уровня сложности, - признается Александр Сладковский.
ДАНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУ КОМПОЗИТОРУ.
Имя Дмитрия Шостаковича красной нитью проходит через всю историю коллектива Государственного симфонического оркестра Татарстана. Бесценной заслугой композитора стало его активное содействие в создании татарстанского оркестра в высоких московских кабинетах, а творческая деятельность оркестра начиналась с Симфонии № 11 Шостаковича, которая была исполнена на первом концерте коллектива 10 апреля 1967 года.
Обо всем этом во время визита Рустама Минниханова на репетицию оркестра рассказал его художественный руководитель и дирижер Александр Сладковский.
с Павлом Милюковым
- Совершенно необычная встреча, которой нас удостоил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов в ГБКЗ им. С. Сайдашева, говорит о невероятном внимании к развитию культуры на самом высоком политическом уровне в нашей республике и масштабной поддержке учреждений культуры и искусства, арт-брендов Татарстана, - поделился своим впечатлением маэстро.
«Я желаю вам все удачно записать! Нет никакого сомнения, что все будет отлично!» - пожелал тогда музыкантам президент республики.
КАЗАНЬ - ЭТО КРУТО!
- Многие из московских коллег спрашивали: почему выбрали оркестр Татарстана, почему не столичный? Говорю им - потому что они сегодня самые лучшие, и это правда! - объясняет заместитель генерального директора фирмы «Мелодия» Карине Абрамян. - Потому что оркестр Татарстана крут, потому что Сладковский крут, потому что Казань - это круто! В республике вообще происходят удивительные дела. Я много где бываю и люблю многие города. Но такую красоту, как в Казани, и такую любовь к городу я мало где встречала. Все это надо видеть и слышать. Я говорю это и об оркестре Татарстана. Когда их слышишь и видишь, таких вопросов не возникает. Я провела в Казани четыре дня и не хотела уезжать оттуда. Накануне возвращения в Москву полдня провела на записи Восьмой - трагической симфонии Шостаковича. И если честно, до сих пор не понимаю, какую группу оркестра могла бы выделить как лучшую. Слушаю и понимаю, что вот сейчас я люблю одних музыкантов, потом начинаю любить других. Но единственное, что могу сказать, - это такой мощный оркестр, что если не им писать Шостаковича, то кому же еще! До сегодняшнего дня ни один из российских, региональных оркестров не осуществил записи антологии полного цикла симфоний и инструментальных концертов Шостаковича. Выбор «Мелодией» Госоркестра Татарстана для осуществления данного масштабного проекта - это не только огромная честь для самого коллектива, но и показатель того, что именно в Казани сейчас существует оркестр, способный взяться за целые циклы партитур такого уровня сложности. Солисты для записи инструментальных концертов приехали как на подбор: мощные, молодые, титулованные музыканты - лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского Лукас Генюшас, Дмитрий Маслеев, Александр Бузлов, Павел Милюков и Александр Рамм. Запись 13-й и 14-й симфоний пройдет при участии Петра Мигунова, Натальи Мурадымовой и Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением Льва Конторовича. Сама работа проходит в Государственном большом концертном зале им. С. Сайдашева, который превратился в большую звукозаписывающую студию. По периметру зала расставлены микрофоны, их 32, расстановку меняют в зависимости от произведения. Работа идет с опережением графика, к 24 августа записали уже 5 инструментальных концертов из 6 и 11 симфоний из 15.
с Александром Бузловым
Работу над этим проектом ведет ведущий звукорежиссер Мариинского театра - Владимир Рябенко, который неоднократно работал с Госоркестром Татарстана на оперном фестивале под открытым небом «Казанская осень».
- Владимир Рябенко - это легендарный человек, один из ведущих звукорежиссеров страны, - считает Сладковский. - Я очень рад, что он согласился участвовать в этом проекте, потому что его опыт работы с маэстро Гергиевым для меня бесценен. И очень важно, что профессионалы такого уровня будут сотрудничать с нашим оркестром для того, чтобы реализовать эту, без преувеличения, грандиозную задумку.
Атмосфера на сцене невероятная, на сцене идет чуть ли не главная работа всей музыкальной жизни коллектива. В зале жара, кондиционеры недопустимы, оркестр работает в два «заезда» - по восемь часов. Пишут примерно по тридцать минут чистой музыки в день.
с Сергеем Догадиным и Владимиром Рябенко
- Это важно, когда все выступают одним фронтом, с одной идеей и в едином пространстве, - говорит звукорежиссер проекта Владимир Рябенко. - И я приятно поражен собранностью и сыгранностью Госоркестра Республики Татарстан: люди желают работать, искренне хотят все сделать на высочайшем уровне. Такой драйв! Здесь, в Казани, каждый кусочек Десятой пропитан живой жизнью и смыслами. Шостакович очень любит время, любит в нем музыкально существовать, строит его. И при этом вдруг время разрезается какими-то феерическими взбрыками и неистовствами... и оркестр чувствует все эти нюансы. Открою маленькую тайну: без дирижера это невозможно.
Оркестру Александра Сладковского нужно было пройти путь длиною в шесть лет, чтобы ворваться в музыкальную элиту России. Сейчас же, совершив новый марш-бросок и записав все концерты и симфонии Шостаковича на фирме «Мелодия», оркестр ставит перед собой новую задачу - и репутационную, и историческую. Реализуя данный проект, Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского впишет свое имя в летопись мировой музыкальной истории, прославляя Татарстан не только на российской, но и на международной арене.
Комсомольская правда.
Подготовили Дарья КОНОВАЛОВА, Лика ИСАЕВА.
30.08.2016 г.
« назад