«Белая сирень» завершилась раздумьями о высоком.

13 июня 2016
Реальное время

«Белая сирень» завершилась раздумьями о высоком.

Накануне в ГБКЗ им. С. Сайдашева завершился международный фестиваль «Белая сирень», прошедший в Казани в шестой раз. Финальный концерт был монолитным, программа включала в себя только произведения Дмитрия Шостаковича. Впрочем, именно в этом и была фишка нынешнего феста. На финальном концерте побывала корреспондент «Реального времени».



«Белая сирень» завершилась раздумьями о высоком

О времени и о себе

Фестиваль этого года поразил плавностью и выстроенностью: парад дирижеров при несомненном лидерстве художественного руководителя и главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского, парад солистов. Топовых солистов, заметим. От победителя последнего конкурса им. П.И. Чайковского Дмитрия Маслеева до «звезд» первой величины Дениса Мацуева и Михаила Плетнева. На финальном концерте солировал не менее титулованный Максим Могилевский.

Основная тема нынешнего феста, помимо музыки Сергея Рахманинова, разумеется, – Дмитрий Шостакович. Давняя любовь и привязанность худрука ГСО РТ. Напомним, что Сладковский в самое ближайшее время собирается записать все симфонии Дмитрия Дмитриевича. Забегая вперед, скажем, что Шостакович в трактовке Сладковского оказался очень современным и своевременным композитором и неким образом помог публике увидеть новые грани маэстро.

Можно предположить, что Сладковскому близок Шостакович-философ, Шостакович, который задает неудобные вопросы времени и себе и мучительно ищет на них ответы. Его музыка, которая сродни внезапно налетевшему урагану, отлично поддерживается взрывным темпераментом маэстро, уверенно ведущего оркестр. Вчера это хорошо прослеживалось в первой симфонии композитора, в которой его гениальность уже не оставляла сомнений.

Музыка Шостаковича отлично поддерживается взрывным темпераментом маэстро
 

Апофеозом вчерашнего концерта и всей «Белой сирени» этого года стало исполнение последней, пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича. Когда ушла в небытие последняя нота, когда маэстро опустил голову и стоял не шевелясь, зал несколько секунд молчал потрясенный и лишь потом начал аплодировать, словно очнувшись после магического сеанса.

И оркестр, и дирижер взяли очень высокую планку, сумев сочетать, кажется, несочетаемое – философскую глубину, темперамент, лиризм и… сарказм. Рок, мистериальность пятнадцатой симфонии, ее загадочность и метафоричность – все это было в исполнении оркестра.

А дирижер был ее лирическим героем, человеком, отрешенным от дольнего мира, тем, кто ищет истину. Но он был и ироничным, земным, он словно примерял одну маску за другой, один образ за другим, чтобы в финале предстать самим собой – мудрым и понимающим жизнь.

Тот, кто не согласится с утверждением, что Александр Сладковский – убежденный романтик, пусть первым бросит в меня камень. И этот его торжествующий романтизм, это торжество идеала над обыденностью не позволяют ему ставить точки в финале. Достойный финал для романтика – «бездна пространства». Так было и на вчерашнем концерте.

Свет без тени

Первое отделение концерта, в начале которого была исполнена первая симфония Дмитрия Шостаковича, завершилось исполнением второго фортепианного концерта композитора, который он посвятил сыну Максиму. Солировал Максим Могилевский, пианист, выступающий с топовыми оркестрами мира и не чуждающийся театральных проектов. За один из них он был удостоен – редчайший случай для музыканта – национальной театральной премии «Золотая маска».

Публика не отпускала музыканта, и он с удовольствием бисировал

Второй концерт Шостаковича пронизан светом и радостью, оптимизмом молодости и желанием жить и творить. По словам Дениса Мацуева, это произведение требует он пианиста импровизации, именно импровизацией, легкостью и свободой была наполнена игра Могилевского.

После окончания второго концерта публика не отпускала музыканта, и он с удовольствием бисировал. Все второе отделение пианист провел в ложе, очевидно, не мог отказать себе в удовольствии послушать пятнадцатую симфонию Шостаковича. А потом неистово аплодировал вместе с залом.

Итак, «Белая сирень» этого года завершилась, оставив приятное послевкусие от стабильной, выверенной работы оркестра, от мастерства дирижера и еще одного, без чего концерты были бы невозможны. У ГСО РТ появился свой преданный зритель, понимающий и тонкий, которому нужно высокое искусство. О чем свидетельствуют аншлаги на концертах.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
Источник :http://m.realnoevremya.ru/today/33959


« назад