«Бойкота России нет!». Дирижёр Госоркестра Татарстана о туристах и зрителях.
Казань и без того стала в последние годы одним из самых привлекательных для туристов российских городов. А в апреле есть еще один весомый повод съездить на пару дней в столицу Татарстана — с 9 по 20 апреля здесь проходят Рахлинские сезоны.
Александр Сладковский. Михаил Мокрушин. РИА НОВОСТИ
В 2011 году его организовал нынешний глава Госоркестра Татарстана Александр Сладковский в память о Натане Рахлине — первом худруке оркестра. И сегодня на музыкальной карте России этот международный фестиваль стал знаковой точкой. В преддверии фестиваля «АиФ» поговорил с Александром Сладковским.
Юлия Шигарева, АиФ.ru: Александр, в этом году Рахлинские сезоны продлятся почти три недели. Растёте?
Александр Сладковский: Растём! И это очень правильный принцип. Мы уже не вмещаемся в рамки трёх фестивальных концертов, как это было поначалу. Количество друзей фестиваля, которые хотят выступить в Казани, увеличивается. И знакомста эти приобретают взаимовыгодный (смеётся) характер — идут творческие обмены. Так, в этом году к нам приедет дирижер Джанлуиджи Джельметти, который был главным дирижёром оркестра Монте-Карло. На сегодня это один из самых востребованных в мире дирижёров. Он великолепно представит западную дирижёрскую школу. И это не случайный выбор — я ездил дирижировать оркестром в Монте-Карло, а теперь их дирижёр приехал к нам. Он откроет в этом году Рахлинские сезоны 9 апреля концертом, в котором прозвучат произведения Вагнера и Шуберта.
— В вашем фестивале участвуют западные дирижёры и музыканты. В этой непростой политической обстановке они легко соглашаются на такие гастроли?
— Ни у нас, ни у других наших коллег отказов не было ни разу! Только что в Москве прошёл фестиваль Ростроповича. Посмотрите, кто в нём участвовал: Владимир Юровский с Лондонским филармоническим оркестром, Зубин Мета с итальянским оркестром и хором Maggio Musicale Fiorentino, Филармонический оркестр радио Франции с дирижёром Мюнг-Вун Чунгом... Не так давно мы с Госоркестром Татарстана выступали в Московской филармонии вместе с немецкой оперной певицей Симоной Кермес, и концерт прошёл великолепно. 30 апреля открывается фестиваль Дениса Мацуева Grand Piano Competition, в оргкомитет которого я вхожу. Заявки на участие прислали молодые пианисты из 18 стран, в жюри — знаменитейшие имена: Арье Варди, профессор Академии музыки Тель-Авивского университета, ирландец Барри Дуглас, худ.рук оркестра «Ирландская камерата», Ванесса Латарш, профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне. Я не знаю случаев, когда приглашённые западные артисты ломали бы творческие планы из-за политических причин, нежелания сотрудничать с Россией, бойкота и т.д.
Я очень надеюсь, что эта тенденция сохранится, потому что когда исчерпываются все политические аргументы, в роли дипломатов начинают выступать артисты, художники, музыканты. Эту миссию — миссию миротворцев — мы обязаны выполнять, что бы ни происходило в мире. И на наши партнерские отношения в культуре ничто не должно влиять!
— А вы сами для себя кого из композиторов выбрали для исполнения на фестивале?
— Я продирижирую 16 апреля двумя симфониями — 9-й Брукнера и 1-й Малера. Таким образом мы словно передадим австрийскую музыкальную традицию от Брукнера к Малеру. Для меня очень важно сыграть два этих произведения в один концерт. Во-первых, хочется проверить, насколько оркестр способен выдержать такие безумные нагрузки. Потому что эти невероятно сложные симфонии мы будем исполнять в Концертном зале Мариинского театра у Валерия Абисаловича Гергиева 14 и 15 мая. Это очень большая ответственность — все концерты Мариинки транслируются, как правило, на весь мир. А завершится фестиваль Бахом, Шуманом и Брамсом. За дирижёрский пульт встанет скрипач и дирижёр Арман Тигранян, а за фортепьяно будет солировать Екатерина Сканави.
— Вы упомянули Валерия Гергиева. Он же стал застрельщиком в России так называемого культурного туризма — когда люди приезжают не просто на достопримечательности полюбоваться, но еще и послушать концерт или посмотреть балетную постановку. В Казани вы проводите тоже много фестивалей. Прикормили уже своего туриста?
— Потихонечку прикармливаем. И «сарафанное радио» работает всё лучше, когда те, кто уже побывал на наших концертах, рассказывают о них другим. Точно знаю, что когда в Казань едут и высокопоставленные чиновники, и люди из бизнеса, в ответ на вопрос, что лучше посмотреть в Казани, они получают рекомендацию сходить на концерты Госоркестра Татарстана. И порой в зале собирается та публика, которая приезжает именно на нас из разных городов.
— Вы говорите об универсальном языке культуры. А язык музыки и музыка вообще — это что? Просто удачно скомпанованный набор звуков? Или нечто большее? И почему она так сильно действует на людей?
— Потому что музыка — это геометрия Вселенной. Вибрации того, что присутствует в нашей жизни, но что мы не осязаем, чего не можем порой понять и осмыслить. Не даром же профессия композитора стоит на вершине музыкальной иерархии.
— А почему музыке порой удается вынуть из тебя, из твоей души то, что ты старательно прячешь от окружающих?
— Потому что она не допускает фальши. Себя ведь ты обмануть не можешь! Про себя ты точно знаешь все. И музыка — это тот инструмент, который раскрывает человека, его душу. Она убирает с твоей души всю защиту, что ты выстроил. Это такой момент максимальной честности перед самим собой — потому что от себя сбежать невозможно. И когда человек остается один на один с музыкой, это то же самое, что остаться наедине с самим собой.
« назад