Дирижер Cладковский официально стал народным
Благодаря ему о Казани заговорили как о музыкальной столице
Вот только что Александр Сладковский и его Госоркестр Республики Татарстан дали потрясающий концерт в Москве, в новом зале Филармония-2: вечер был посвящен Рахманинову, прозвучали и его Четвертый концерт, и Рапсодия на тему Паганини (за фортепиано — Николай Луганский), затем — Первая симфония... Буквально ночь прошла — и вдруг неожиданный сюрприз: указом президента Сладковскому присвоено звание народного артиста РФ.
Александр Сладковский. Фото: tatarstan-symphony.com
Частенько сообщения о званиях тому или иному артисту воспринимаются более чем спокойно, если не сказать равнодушно. Но тут тот редкий случай, когда речь идет вовсе не о «выслуге лет»: дело 50-летнего Сладковского реально и ощутимо, его вклад можно «пощупать руками». Он не только (при поддержке и доверии Рустама Минниханова) поднял из руин казанский оркестр, Сладковский создал — что невероятно ценно сегодня — центр притяжения, центр сосредоточия культурной энергии.
И шел он к этому, поистине, виртуозно (не зря в каждом интервью говорит о Гергиеве, как о своем виртуальном учителе в плане оркестрового менеджмента). В момент прихода Александра Витальевича на оркестр, иные музыканты бомбили по ночам, чтобы добыть денег на пропитание. Сладковский жестко добился сразу трех вещей (иначе бы его там просто не было) — поднятия зарплат, покупки нового инструментария вместо «убитого», мгновенной организации трех-четырех фестивалей, на которых, как на смысловых блоках, стал держаться весь годовой репертуар. И это всё за какой-то год!
В момент его прихода культурнейший город Казань, с его многочисленными НИИ и оперным театром, в плане интереса к классической музыке как таковой лежал на обеих лопатках. Если на Мацуева зал, понятно, собирался легко, то с другими солистами (хочется сказать, с любыми другими солистами) были серьезные проблемы. Публику легко растерять, а собрать заново очень непросто, она должна поверить в твою силу... И что делает Сладковский? Он не стал дожидаться, пока меломан сам материализуется из воздуха и придет к нему на концерт. Александр активнейшим образом организует необычные выступления — то прямо в редакции местного информ-агентства, то затевает всяческие опенэйры, ездит по области, то есть работает, что называется, «в поле»... для чего? Чтобы вернуть к оркестру доверие.
И это не были какие-то дешевые ходы с заигрываниями в бесконечный «кроссовер». Репертуар с первого дня был насыщен и серьезен (при грамотном включении и национальных композиторов). И видя, что Сладковский взялся за дело серьезно и глубоко, что он не какой-то там столичный факир на час, который помашет сонно палкой, а потом ретируется обратно в уютную Москву, — люди к нему потянулись. Ему поверил зритель, ему поверили коллеги, ему поверила пресса. Понятно, что это происходило одновременно с необычайным подъемом Казани (со строительным бумом, с развитием современной инфраструктуры), связанным и с Универсиадой, и еще много с чем.
Сегодня в Казани перебывали практически все известные солисты, а смелые фестивали без натяжки стали общероссийскими брендами — взять что «Рахлинские сезоны», что рахманиновскую «Белую сирень», что «Конкордию»; до сих пор так и вижу зал Сайдашева во время фортепианного концерта Михаила Плетнева: зрители не просто стояли в проходах, как это принято писать в рецензиях, они стояли друг у друга на головах весь концерт, это напомнило черно-белую хронику 20-30-х годов про какие-нибудь слёты энтузиастов — люди внимали с открытыми ртами, желая увидеть хоть краешек сцены...
Очень помогал все это время Сладковскому его друг Денис Мацуев, для которого культурное развитие регионов превратилось в дело всей жизни; вместе они провели массу интересных проектов с привлечением целой обоймы наших и зарубежных талантов; когда это действительно было нужно, имя Мацуева на афише стало, в прямом смысле, подставлением плеча другу. Я уж молчу о визитах в Казань внука Рахманинова (умер в 2012), сам видел, как Александр Рахманинов сидел на репетициях, обсуждая со Сладковским ту или иную интерпретацию, — а это, разумеется, меняет творческую кровь коллектива, по-музыкантски выводит на совсем другой уровень. vapezavr.com.ua
Уже сегодня визит Госоркестра Республики Татарстан в Москву совершенно не воспринимается как «концерт какого-то там провинциального коллектива, взявшего, ради цирка, Брукнера или Малера». Причем, Сладковский, опять же, очень грамотно не делает бренда из одного себя — брендом должен быть оркестр, который всегда подтянут, надёжен, обладает собственным звуком и собственным именем, концертмейстеры в котором не случайные люди, и за их нахождение в Казани Сладковский бьется изо всех сил... Поэтому Госоркестр РТ (а за его пультом выступают уже многие иностранные маэстро) входит в оркестровую элиту России, и совершенно естественно воспринимаются сообщения о прекрасных гастролях оркестра в лучших залах Европы.
И что еще очень важно, теперь уже народный артист Александр Сладковский не останавливается на достигнутом. Его принцип очень прост: что «было до» — никого не интересует. Люди хотят знать что есть сейчас и что будет завтра. Так вот с этим «завтра» Александра Витальевича мы и поздравляем.
Ян Смирницкий
Источник: http://www.mk.ru/culture/2016/04/01/dirizher-cladkovskiy-oficialno-stal-narodnym.html
« назад