Сюиты на татарские темы.
Казанцы услышали произведения Назиба Жиганова
Маэстро Александр Сладковский и музыковед Вадим Дулат-Алеев познакомили казанцев с музыкальным наследием Назиба Жиганова.
В Казани прошел Первый фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» («Наследие»). Так Государственный симфонический оркестр РТ в юбилейный пятидесятый год решил увековечить память своего основателя.
Казанцам на сцене Большого концертного зала имени Сайдашева представили Пятую симфонию Назиба Жиганова, «Сюиты на татарские темы» и увертюру «Нафиса». Эти произведения в исполнении симфонического оркестра публика не слышала давно.
—Я считаю своим долгом отдать дань уважения человеку, без которого мы просто бы не существовали, — сказал художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский.—Переоценить значение этого гиганта для Татарстана, да и вообще для российского музыкального искусства, вряд ли возможно.
Мало кто знает, что для создания оркестра председателю Союза композиторов ТАССР Назибу Жиганову потребовалось 25 лет! О том, как он бился за него, татарстанцы смогут прочесть в книге «Опыт истории. Истории опыта». Она была презентована в рамках нового фестиваля. Ее автор музыкальный критик Елена Черемных.
Вот яркие фрагменты писем Назиба Жиганова жене, которые приводятся в этом произведении: «...Симфонический оркестр, можно сказать, завалили. У всех в голове только деньги, деньги, деньги. Филармония себя как-то окупает, дотаций не просит. А оркестр—надо заботиться, надо работать». Или: «Я свыше 25 лет отдал вопросу организации в Казани оркестра и ничего не могу сделать. Бьюсь как рыба об лед. И чувствую, что для решения этого вопроса, видимо, моей жизни не хватит».
И все же композитор добился своего. Автор книги отмечает, что Жиганов, бывший детдомовец, отличался выдержкой.
—Мне как историку было интересно оглянуться в прошлое,—делится впечатлениями Елена Черемных. —Вся советская региональная музыкальная культура, которая, как Атлантида, погрузилась на дно истории, сейчас фрагментарно проявляется. Мы знаем, какое количество оркестров было в Советском Союзе. Каждая республика и автономия имела разветвленную систему академического музыкального образования. И мы должны признать, что сейчас этого нет. Татарстан уникальное место, где все не ушло в песок.
Вадим Дулат-Алеев, заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории, арт-директор Жигановского фестиваля:
—О богатом наследии татарской музыки люди знают, к сожалению, лишь теоретически. Очень многие произведения имеют музейный статус. Они должны выйти на сцену и зазвучать в современном пространстве. В искусстве есть такой закон: чем чаще произведение исполняется, тем больше к нему возрастает интерес.
Олег Корякин, Казань.
Российская газета от 11 февраля 2016 г. №29 (6897)
« назад