Александр Сладковский: «Для меня музыка это все: моя жизнь, моя любовь, моя надежда»
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (ГСО РТ) открыл свой юбилейный 50-й концертный сезон. И эта знаменательная дата перекликается с юбилеем главного дирижера и художественного руководителя оркестра Александра Сладковского
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГСО РТ
За пять лет работы в республике маэстро вывел симфонический оркестр на более качественный уровень звучания и открыл новый этап в истории музыкального коллектива. Каждый год он наполняет деятельность оркестра яркими культурными событиями: международные музыкальные фестивали, выступление ведущих мировых музыкантов, благотворительные проекты. В результате сегодня ГСО РТ является визитной карточкой республики, а также одним из лучших симфонических оркестров России. О том, как прокладывался путь к успеху симфонического оркестра и какие сюрпризы ожидают зрителей в юбилейном сезоне, рассказал корреспонденту «Эксперта- Татарстан» дирижер-новатор Александр Сладковский.
- Всем известно, что с вашим приходом в ГСО РТ, начался новый этап возрождения симфонической культуры в республике. Расскажите, как начиналась работа с коллективом?
- Не буду скрывать, напряженно.Во-первых, когда приходит новый человек в коллектив, это всегда вызывает резонанс. Во-вторых, на тот момент меня никто не знал в Татарстане, кто я такой и откуда взялся.Именно поэтому ежедневно я доказывал свою состоятельность, так как должен был оправдать возложенные на меня надежды высокопоставленных людей, аименно президента РТ. Рустам Нургалиевич меня лично пригласил работать в республику, и я не мог подвести такого уважаемого человека и политического деятеля.
- Как правило, оркестр – сообщество ярких индивидуальностей. Как вам удалось сплотить музыкантов и объединить в единый дружный коллектив?
- Только благодаря музыке. Например, сплотить семью можно только любовью. В моем представлении музыка - это любовь. К своей деятельности мы не относимся как к работе, мы относимся к этому как к служению и любим, то, что делаем. Только когда удалось создать такой благоприятный климат в коллективе и увлечь музыкантов творческим процессом, все стало на свои места.
- Какие крупные музыкальные произведения вам удалось подготовить и сыграть за это время?
- Наш оркестр играет не просто произведения, а целые циклы симфоний. Мы нацелены исполнить не только несколько узнаваемых симфоний великих композиторов, а воспроизвести весь цикл, чтобы действительно прочувствовать и овладеть стилем виртуоза. Сегодня наш оркестр плотно работает в области немецкой классической музыки, так как это основа музыкальной культуры. Моцарт, Бетховен, Брукнер, Малер, Штраус – именно по качеству исполнения произведений этих гениев можно судить об уровне и профессионализме оркестра. Сейчас республиканский оркестр находится на такой стадии, что для нас нет никаких творческих преград и сложностей, мы способны сыграть любое сочинение, которое пожелаем.
- На ваш взгляд, что отличает ГСО РТ от других музыкальных коллективов? Какие ключевые факторы являются залогом сегодняшних высоких достижений оркестра?
- Самое главное отличие – это любовь к музыке. Наши ребята не просто приходят на работу, они живут музыкой. Все выдающие артисты, которые выступали с нами на одной сцене, отмечают это качество, так как при каждом выступлении у ребят горят глаза.
- Какое достижение оркестра для вас является знаковым?
- Признание... Признание нашего оркестра одним из лучших в России, не только экспертами, но и критиками. Конечно же, признание публики. Мы объездили практически всю страну, и везде, где мы вновь даем концерты, нам очень рады.
- Программа открытия юбилейного сезона была насыщена уникальными номерами: выступление мирового виртуоза – скрипача Леонидаса Кавакоса, исполнение девятой симфонии Антона Брукнера. Какие еще творческие сюрпризы вы подготовили для зрителей?
- Каждый артист, которого мы пригласили в Казань в рамках нового сезона, – это сюрприз. Взять только приезд Кавакоса - люди до сих пор вспоминают его выступление с восторгом! В скором времени наших зрителей ожидает международный фестиваль современной музыки им. С. Губайдулиной «Concordia», который соберет талантливых молодых исполнителей и музыкантов. Почти 90 процентов произведений прозвучат на казанской сцене впервые. Далее новогодние концерты. Мы готовим испанскую программу с выступлением гитариста экстра-класса Дмитрия Илларионова, который отличается удивительно филигранной техникой и глубокой эмоциональностью исполнения, а также фантастического испанского дирижера Сесара Альвареса. Будут организованы концерты для студентов и социально незащищенных слоев общества. Если говорить в целом о юбилейном сезоне, то мы действительно готовим не просто концертные программы, а как вы отметили, сюрпризы для наших зрителей. Нам важно, чтобы у наших слушателей градус любви к искусству, к музыке с каждым разом только повышался, и они с удовольствием приходили на наши выступления.
- В какой момент вы решили, что свяжете свою жизнь именно с музыкой?
- В своей жизни я это сделал несколько раз. Впервые - лет в пять. Бабушка привязала меня проводом к стулу, посадила за пианино, и я начал учить гаммы. Естественно, все это происходило неосознанно. Тем не менее, предопределило мою судьбу. В какой-то момент своей жизни я решил, что не буду заниматься музыкой, так как это не мужское дело. Я рассматривал себя и как будущего дипломата, и военного переводчика, и хирурга. Лет в 16 я снова сел за инструмент, и бабушка уже не привязывала меня к стулу - именно тогда мне пришло осознание, что я не могу жить без музыки.
- Почему именно в амплуа дирижера, а не музыканта?
- Я никогда не мечтал быть музыкантом или исполнителем. Я видел себя полководцем, человеком, который берет на себя ответственность, ставит перед собой цели и достигает их. Наверное, это было изначально заложено в моем характере, и я не сопротивлялся этому, а последовательно шел на встречу.
- Есть некие идеалы в вашей профессии, которыми вы восхищаетесь?
- В любой профессии есть свои мастера. На исторических этапах развития музыки есть свои герои. Например, такие титаны, как Вагнер, Мравинский, Шостакович. Это знаковые имена на все времена.Это люди-квинтэссенция своей эпохи. Поэтому мне очень сложно сказать, у кого именно я перенимал опыт. Я учился у всех, даже у людей, которые к музыке не имеют никакого отношения. Например, Алексей Юрьевич Герман. Для меня он является уникальным режиссером. Однажды я получил приглашение сняться в его картине и своими собственными глазами увидел, как этот человек создает кино. Уникальность Алексея Германа заключалось в том, что он доводил свою идею до совершенства, работал до изнеможения, создавая на экране не просто действие, а совершенно особенное видение мира, так называемый стерео-кадр. Если же мы говорим о музыке, то стерео-кадр – это полифония. А что такое полифония? Это многоголосье. Как раз этому я и научился у Алексея Германа. Я добился того, чтобы у меня в оркестре звучала не только одна мелодия, а передавалась зрителю вся палитра, которая есть в партитуре.
Безусловно, в моем профессиональном становлении важную роль сыграло обучение в Санкт-Петербургской консерватории, где воспитывали настоящих дирижеров. Я попал в среду, в которой учились Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Семен Бычков, Юрий Симонов. Сегодня они известны во всем мире как самые выдающиеся дирижеры.
- Бытует мнение, что сейчас классическая живая музыка более востребована за рубежом, нежили в России. Вы тоже так считаете?
- Конечно, да.Если мы заглянем в историю, увидим, что все это зародилось на Западе. В России приобщение к классической музыке произошло немного позже. Именно поэтому нет ничего удивительного, что у нас эта традиция идет немного с задержкой. В свою очередь мы видим, что приобщение людей к классической музыке приносит большие дивиденды. В обществе, где существует культурная среда, мы наблюдаем рост и развитие в экономической и социальной сферах жизни. Показательным примером в этом плане является Республика Татарстан. Я не утверждаю, что только благодаря искусству сегодня республика процветает и успешно развивается. Но духовная жизнь является неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества. Посмотрите как в Татарстане все чисто, аккуратно, как люди бережно друг к другу относятся. Это все не случайно. Я убежден, что там, где есть оркестры экстра- класса, будет инновационная экономика, высокие показатели уровня жизни людей и совершенно иная духовная среда.
- То есть, на ваш взгляд, в нашей республике, по сравнению с другими регионами, высокий уровень культуры?
- Безусловно. Более того, я скажу, что у нас культура на уровне Москвы и Санкт-Петербурга. Вы только посмотрите, какие артисты, музыканты, театральные деятели приезжают сегодня в столицу республики. Согласитесь, в плохую местность никто не приедет. А в Казань приезжают с большим удовольствием.
- В завершение нашей беседы, скажите, что для вас значит музыка?
- Для меня музыка – это все. Моя жизнь, моя любовь, моя надежда. Это смысл жизни и связующее звено с тем миром, который мне предстоит рано или поздно познать. Я уйду в него смело, потому что точно знаю - там есть музыка.
Юлия Абдуллина «Expert Online»
« назад