Как Сладковский и Башмет проложили дорогу в «царство мертвых»

13 октября 2015
Бизнес-онлайн

Как Сладковский и Башмет проложили дорогу в «царство мертвых»

«Осенний вечер с Юрием Башметом» — так назывался концерт, который представил публике в ГБКЗ им. Сайдашева накануне Государственный симфонический оркестр РТ. Причем сам знаменитый альтист появился на сцене лишь во втором отделении, исполнив сольную партию в симфонической поэме Гии Канчели «Стикс». Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на очередном празднике классической музыки, вместе со зрителями переживая трагическую судьбу героя Байрона и радуясь мелодии из фильма «Мимино».



ВЫДАЮЩИЙСЯ АЛЬТИСТ ИСПОЛНИЛ ВМЕСТЕ С ГСО РТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЕМУ САМОМУ, НО ОСТАВИЛ КАЗАНСКУЮ ПУБЛИКУ БЕЗ БИСОВ

 

 

«МЕНЯ ТАК ПРИНИМАЮТ, ЧТО Я СТАРАЮСЬ ИГРАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ УМЕЮ»

«Я убегу, а вы можете с ним разговаривать все первое отделение», — сказал Александр Сладковский, представляя журналистам не нуждающегося в представлениях Юрия Башмета. Знаменитый альтист, действительно, никуда не торопился, а, напротив, был склонен к философским размышлениям, восседая на стуле в фойе ГБКЗ им. Сайдашева. «Я всегда приезжаю сюда в Казань с ощущением радости, потому что здесь замечательно слушают. Раньше я не приезжал регулярно, а теперь это делаю. Оркестр [ГСО РТ] невероятно вырос, владеет динамикой, красками звуков, ансамблем. И они меня так принимают, что я стараюсь играть лучше, чем умею, чтобы не подвести своих коллег», — рассказал Башмет.

«А с точки зрения музыкального и человеческого общения я приезжаю к своему другу Александру [Сладковскому], с которым мы много работали и продолжаем работать», — добавил музыкант. К этому моменту концерт под названием «Осенний вечер с Юрием Башметом» уже должен был начаться, в первом отделении была заявлена симфония «Манфред» Петра Чайковскогов исполнении Государственного симфонического оркестра РТ, однако публика не торопилась занимать места в зале. Башмет же продолжал свой рассказ, который с интересом слушал и дирижер Сладковский, который так никуда и не «убежал», хотя маэстро нужно было готовиться к выходу на сцену. По мнению главного альтиста страны, не бывает двух одинаковых выступлений или одинаковых исполнений одного и того же произведения: «Музыка состоит из звуков, мы говорим звуками. А звук — это живая клетка. Поэтому сегодня температура и давление одно, завтра — другое, жизненные опыты и всякие события — все это отражается на трактовке произведения, даже независимо от исполнителя».

Видимо, так артист настраивал казанскую публику, которая впервые услышала симфоническую поэму «Стикс» для альта, хора и оркестра Гии Канчели в исполнении Башмета и ГСО РТ еще в 2012 году на фестивале Concordia. «Что касается казанской публики, то, это мое ощущение, здесь очень хороший синтез ответственности сделать не так и южного темперамента», — такого комплимента она дождалась от гостя столицы Татарстана.

ELG_9547.jpg
 

УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ МАЭСТРО СЛАДКОВСКОГО

Но даже без Башмета и его волшебного альта Сладковскому и его музыкантам было чем удивить публику. Симфония «Манфред», написанная Чайковским на сюжет поэмы Байрона, считающейся апофеозом пессимизма великого поэта-романтика, с ее мрачной торжественностью как нельзя лучше подходит к тем ощущениям, которые испытывает современный человек, глядя на то, что происходит вокруг. «Манфред — не простой человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия», — так писал сам Чайковский о герое, осознавшем бесплодность добра и зла, знания и даже жизни. «Болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло уберечь», — так размышлял о байроновском «Манфреде» лидер «Могучей кучки» Милий Балакирев, который и предложил Чайковскому написать программную симфонию на этот сюжет. За полтора столетия мало что изменилось, а вечные вопросы все так же остаются без ответов и все так же мучают человека. Об этом сочинение выдающегося композитора, превосходно звучавшее в интерпретации ГСО РТ.

Кстати, первое отделение «Осеннего вечера с Юрием Башметом», даже несмотря на отсутствие самого хедлайнера, заставило о нем вспомнить. Башмет, говоря о публике, посещающей концерты классической музыки, вспомнил об аплодисментах, которые иногда звучат не к делу и не к месту. «Что касается аплодисментов между частями произведения, то ничего страшного в этом нет, — сообщил Башмет. — А я иногда, когда позволяет ситуация, говорю, что вы можете, если хотите, аплодировать между частями. Но учтите, что если вы поаплодируете после первой части и не встанете после второй, то я буду думать, что вторую часть сыграл хуже». После чего он напомнил слова советского пианиста и дирижера Дмитрия Кабалевского, который радовался таким аплодисментам: «Это означает, что у меня появилась новая публика».

Так вот во время четырехчастного «Манфреда» кто-то в зале попытался устроить «бурные и продолжительные» овации сразу после первой части, но был быстро остановлен шиканьем продвинутых соседей («У него четыре части!») и указующим перстом маэстро Сладковского.

 

«СТИКС» — ЭТО ШЕДЕВР В XX ВЕКЕ»

«Стикс» — это шедевр в XX веке, — таково мнение Башмета о произведении знаменитого грузинского композитора, отметившего в этом году свое 80-летие. — Это очень гармонично, мелодично, глубоко, это колоссальная почва для человека, который хочет быть хорошим». А сама эта симфоническая поэма сочинена «большим мастером минимализма» Канчели для Башмета и посвящена ему. «Это наша музыка, пусть она и имеет ярко выраженный национальный характер. Но — неважно, в Китае, в Грузии или в России — человек всегда живет основными понятиями, которые все нации объединяют, — это жизнь и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство. Читайте Шекспира», — говорит знаменитый альтист.

Сладковский сменил фрак на демократичную черную рубашку, появился хор студентов консерватории им. Жиганова под руководством Владислава Лукьянова, а сам Башмет, появившись на сцене, нашел себе место чуть в ее глубине, из-за этого часть зрителей не могли видеть за спинами и пюпитрами оркестрантов, как он играет, только слышать.

Сам Канчели говорил, что на творение о мифической реке, через которую Харон перевозил людей из царства живых в царство мертвых, его вдохновили скорее частные истории, потери родных и близких. Но сейчас эта тема уже кажется обобщением на уровне бытия современного мира и рефлексией на происходящие глобальные печальные процессы. Билеты на концерты в Москве без наценки.

 

Правда, даже в таком грустном произведении грузин Канчели нашел место для небольшого веселого хулиганства, цитируя самого себя — композитора фильма «Мимино». «Когда он написал музыку к фильму «Мимино», то его обвинили в плагиате, в том, что он использовал народную песню, — рассказал накануне журналистам московский гость. — А когда появился «Стикс» и уже столько лет прошло, его там в Грузии опять обвинили в плагиате, в том, что он взял музыку из фильма «Мимино». Хоть бы поинтересовались, что это его произведение».

Затем публика долго не отпускала солиста — явно в надежде на бисовые номера. Да и оркестр был к этому готов. Но Башмет почему-то остался непреклонен, он вышел несколько раз на поклоны, но больше не сыграл ни одной ноты, чем лишний раз подтвердил свой звездный статус в мире классической музыки. «Я приезжаю сюда, потому что люди хотят, чтобы я приезжал», — сказал Башмет журналистам, и с этим сложно было поспорить, глядя на переполненный зал ГБКЗ им. Сайдашева.

Айрат Нигматуллин
фото: Сергей Елагин
видео: Сергей Елагин

Источник: http://www.business-gazeta.ru/article/143055/#prettyGallery[gallery_47316]/30/


« назад