Госоркестр Татарстана замахнулся на Брукнера
Дирижер Александр Сладковский обучает Казань музыке по-европейски
Александра Сладковского во всем отличает целеустремленность
Нынешний сезон – юбилейный для Симфонического оркестра Татарстана; он был основан в 1966 г. тогдашним председателем Союза композиторов Назибом Жигановым. Этот год – юбилейный и для шефа оркестра Александра Сладковского: в октябре ему тоже исполняется 50 лет.
Вот уже пять лет Сладковский возглавляет татарский оркестр, сменив на посту худрука Фуата Мансурова. За прошедшее пятилетие он успел многое. Состав оркестра обновился и омолодился; Сладковскому удалось вывести его из подчинения Филармонии, придав статус «автономного предприятия культуры», что означает независимость в принятии управленческих решений и формировании репертуара.
Но главное – оркестр Татарстана заиграл так, как никогда не играл раньше за всю свою полувековую историю, ощутимо прибавив в благородстве тембра, обрел окультуренную фразировку, осмысленную интонацию, бархатистые басы.
Создав полноценный оркестровый механизм, Сладковский приступил к расширению репертуара. Освоил со своими подопечными почти всего Малера, подступился к симфониям Брукнера. Все чаще в программах стали появляться сочинения современных татарских композиторов. А на фестивале Софии Губайдулиной Concordia («Согласие»), что пройдет в ноябре, оркестр собирается исполнять «нововенцев», Лютославского и Дютийе.
Возглавив оркестр, Александр Сладковский учредил в сезоне четыре фестиваля, по числу времен года: «Рахлинские сезоны» – в честь первого дирижера оркестра Натана Рахлина; «Белая сирень», «Казанская осень» и Concordia, к которым периодически добавляются фестивали «Денис Мацуев у друзей» и «Творческое открытие». В прошедшем сезоне симфонический оркестр Татарстана впервые открыл абонементный цикл на сцене зала «Мариинский-3».
Что более всего подкупает в дирижерской методе Сладковского – так это пунктуальность, педантичность и неуклонное движение к намеченной цели: будь то строительство крупной симфонической формы или строительство оркестра с превосходными кондициями, который не стыдно вывозить за пределы республики и страны.
Программа первого концерта юбилейного сезона, проходившего в Концертном зале имени Сайдашева, впечатлила амбициозностью: ни много ни мало Девятая симфония Брукнера – масштабное оркестровое полотно, длящееся более часа. Собрать эдакую махину в соразмерное целое оказалось непросто. Лучше всего у Сладковского получилось сурово-драматичное Скерцо: его главная тема, мелодическая амплитуда которой покрывала три октавы, неукротимо обрушивалась вниз и, оттолкнувшись от «дна», стремительно взмывала ввысь. Музыканты оркестра играли собранно и сосредоточенно: темпы задавались умеренные, но даже в них скрипки выигрывали быстрые пассажи на пределе возможностей. Конечно, игра духовых была далека от идеала – духовая группа, как правило, наиболее уязвимое звено в большинстве российских оркестров. Было очевидно, что потенциал у оркестра есть; но пока коллектив в начале пути, ведущего к подлинной свободе.
В дополнение к симфоническому колоссу был сыгран Скрипичный концерт Сибелиуса. Сольную партию исполнил один из лучших скрипачей времени – Леонидас Кавакос. Одно то, что он согласился приехать в Казань и выступить с татарским оркестром, уже косвенно подтверждало достигнутый уровень коллектива. Кавакос, как всегда, порадовал идеально выровненным, щемяще красивым звуком. Не обошлось без шероховатостей, которые скрипач сполна компенсировал щедрым эмоциональным посылом.
Представительство татарской музыки обеспечивало сочинение молодого композитора Эльмира Низамова. «Небесное движение» оказалось добротно написанной пьесой. Ее главный композиционный прием – крещендо во всех смыслах, как в динамическом, так и в фактурном – принцип волны, вздымающейся на фоне варварских ритмов и оглушительного барабанного боя в кульминации. Молодой автор предпочел сработать «верняк». 28-летний выпускник Казанской консерватории в этом сезоне объявлен композитором – резидентом оркестра. Это означает, что в течение сезона он обязан написать несколько новых пьес, а оркестр обязуется их исполнить. Подобная практика распространена в мире, но в Казани применена впервые. И это еще одно доказательство того, что Сладковский строит работу с оркестром по проверенным мировым лекалам.
Казань
Гюляра Садых-заде
« назад