ГСО РТ подарил казанцам Пушкина

27 сентября 2015
РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

ГСО РТ подарил казанцам Пушкина

ГСО РТ вчера завершил международный фестиваль «Казанская осень». Второй фестивальный вечер был отдан классике, публике был предложен «Евгений Онегин» в интерпретации Александра Сладковского. В этом проекте, который трудно классифицировать по жанру, совершенно неожиданно главными оказались не оперные солисты и не Чулпан Хаматова. В парадоксе разбиралась корреспондент «Реального времени», побывавшая в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева.



От Пушкина к Чайковскому

Вчера в БКЗ был аншлаг – публика стояла, подпирая сцены. Дать жанровое определение тому, что предложили ГСО РТ и его главный дирижер Александр Сладковский, весьма сложно. Назвать это концертным исполнением оперы Чайковского нельзя – были купюры, отсутствовали персонажи, не было хора. Сказать, что нам предложили литературно-музыкальную композицию – это опошлить замысел создателей.

Наверное, стоит назвать происходящее на сцене просто – нам читали роман в стихах Пушкина и исполняли музыку Чайковского, вдохновленного этим романом. Получились лирические сцены – так, впрочем, и определил свою оперу сам Петр Ильич. Но когда разговор идет о двух гениях, простое невольно превращается в сложное.

Конечно, можно кивать на Год литературы в России, на юбилей Чайковского. Но, думаю, не первое и не второе подвигло взяться за этот проект Александра Сладковского. Дело в каких-то внутренних процессах, происходящих в душе дирижера, нам неведомых. Но что-то подтолкнуло его выбрать этот материал, отличающийся запредельной искренностью. Как у Пушкина, так и у Чайковского.

Магия низкого, со смешинкой голоса Агунды Кулаевой делает свое дело — перед нами Ольга

Два письма

Итак, Александр Сладковский и его оркестр решили рассказать нам истории любви. Четыре драматических (Татьяна, Ольга, Ленский, Онегин) и одна (Гремин) счастливая. На сцене присутствует оркестр, естественно, дирижер, чтец – Чулпан Хаматова и пятеро солистов – Агунда Кулаева (Ольга), Алексей Татаринцев (Ленский), Наталья Петрожицкая (Татьяна), Дмитрий Зуев (Онегин) и Денис Макаров (Гремин). Кулаева – солистка Большого театра, недавно вышедшая на его сцене в партии Кармен. Татаринцев – солист «Новой оперы», остальные – солисты «Стасика». Без преувеличения, «звездный состав» с безупречно сделанными партиями.

Нет декораций, нет миманса, нет хора, но чувства исполнителей партий доведены до абсолюта. Два письма – Татьяны к Онегину (о, эти трагические 11 минут, пока идет сцена письма, есть ли что-то более пронзительное в русской оперной музыке!) и Онегина к Татьяне – это скобки, внутри которых умещается трагедия. Трагедия любви и непонимания, ревности и рабства условности, позднего, а оттого бессмысленного прозрения.

И уже не нужны ни декорации, ни миманс, оркестр играет бравурно, и мы на «ларинском» балу. «Ты не танцуешь, Ленский?» Мы проходим, утопая в снегу в сумраке утра к месту роковой дуэли, и нам не нужен звук выстрела, мы вместе с Онегиным в отчаянии выдыхаем: «Убит!». Все идет так, как написал Пушкин, как выстрадал Чайковский.

Агунда Кулаева не «кругла и не красна лицом», у нее нет светлых кудряшек, каковые мы привыкли видеть у исполнительниц партии Ольги, но магия ее голоса, низкого, со смешинкой, делает свое дело, — перед нами Ольга. Татаринцев, трогательный и наивный Ленский, чистотой звучания голоса напоминает лучших исполнителей этой партии. Но он не подражает, его Ленский другой, более земной.

Черноволосая хрупкая красавица с огромным внутренним достоинством – такова Татьяна Натальи Петрожицкой. Каков же Онегин? А он такой, про которых женщины говорят: «Рук не расцепить». Он – «москвич в гарольдовом плаще», с лепным лицом, кудрявой волной волос в стильной бархатной куртке.Он – бонвиван, но приличный. Он не влюблял в себя Татьяну, но этим «не» как раз и влюблял! Дмитрий Зуев такой Онегин, словно сошел с экрана, где демонстрируется экранизация пушкинского романа, перенесенного в наш век.

Черноволосая хрупкая красавица с огромным внутренним достоинством – такова Татьяна Натальи Петрожицкой

Итак, нам предлагают «сцены», то есть все-таки спектакль. Кто же автор постановки? Да дирижер, который еще раз продемонстрировал свою чуткость и интуицию и так логично и гармонично собрал воедино все действо.

Герой на авансцене

Впрочем, есть еще чтец – Чулпан Хаматова. Не удивлюсь, если узнаю, что часть публики пришла на нее. Актриса популярная, да еще и уроженка Казани. Полагаю, что эта часть зрителей была несколько разочарована – Хаматова на этот раз была «не в главной роли».

Она честно (и похвально, что наизусть) читала фрагменты из романа, делала это иногда чуть хуже, подпустив излишнюю иронию, иногда чуть лучше. Она, безусловно, глубоко вникала в суть пушкинского стиха, но Хаматова была как бы вне лирической стихии музыки Чайковского. Чтение вышло несколько рациональным, из него словно ушла поэзия.

Но поэзию дарила нам музыка и еще один герой вечера, о котором чуть позже. Оркестр кружил нам голову, как барышням на «греминском» балу, доводил до слез, давал и тут же отбирал надежду. Татьяна буквально вытолкнула из себя признание любви Онегину, он не дал ей уйти, успев схватить за руку: «То воля неба – ты моя!». Ответа нет, и вот последняя отчаянная фраза, которой нет в романе, но есть в опере: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!». И трагическая игра оркестра, такой накал страсти, что кажется, небеса упадут на землю. Онлайн игровой автомат Золото Партии СССР для ценителей классики и не только. Начните играть в этот знаменитый слот на реальные деньги или запускайте его в бесплатном режиме. Игровой автомат Золото Партии отлично подходит для тех, кто любит классические слоты с простыми правилами.

Чулпан Хаматова безусловно глубоко вникала в суть пушкинского стиха

Но погодите… Тот, кто ведет оркестр, как он выразителен в этой сцене! Какой отчаянный взмах палочки, как напряжена спина, вполоборота видно залитое бледностью лицо. Дирижер словно укрощает звуки, рвущиеся в мир. Все, что происходило сейчас с Онегиным, всю боль, страсть, отчаяние пропустил через себя Александр Сладковский. Он – центр действа, тот самый лирический герой спектакля, соединивший высокую поэзию и гениальную музыку.

«Героя на авансцену! — восклицала когда-то Анна Ахматова. Герой-дирижер, обладающий чутким нутром, весь вечер был на авансцене. Он сделал близким и возможным счастье – через теплые слезы в последней сцене Татьяны и Онегина мы увидели небо и звезды. Просто небо и звезды через убегающие тучи. И вздохнули легко, поблагодарив Бога, что в нашей жизни есть «это веселое имя – Пушкин».

Татьяна Мамаева,

фото Романа Хасаева

Источник: http://realnoevremya.ru/today/14883

 


« назад