Маша Насардинова: даёшь Тамерлана!
Про то, чего достиг Государственный симфонический за те пять лет, что им руководит Александр Сладковский, в Сети полно историй, похожих на сказки Шехерезады. Но все правда: множество фестивалей, звездные солисты, собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра, постоянные приглашения в Белокаменную, а главное – качество игры. Все так и есть.
Ну вот представьте себе. Вы все уже видели и слышали, вам три с половиной часа Чайковского играли, вы уже овацию устроили, хлопали сидя, хлопали стоя. Пора домой идти. Не то что бы очень хочется, но, в общем, действительно пора. А дирижер в микрофон – может, вы не спешите так уж? Мы вам еще одного Чайковского сыграем, не Петра Ильича, а Александра Владимировича. «Стан Тамерлана». Мы его всегда играем, куда бы не приехали. И всем нравится. Потом обязательно просят – «Тамерлана!».
Вежливо соглашаемся. Давайте вашего Тамерлана.
Аааааааааа!!!
Через день Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан вновь выходит на сцену «Дзинтари», у него еще один концерт в рамках фестиваля Artissimo, снова с Чайковским. Наступает время бисов, совершенно неизбежных, потому что отпускать просто так – немыслимо, и зал кричит: «Тамерлана!».
Это победа. Заслуженная и тем более важная, что приезду казанцев (это перестало быть секретом) сопутствовали обстоятельства весьма драматические. Ждали из Москвы знаменитого Владимира Федосеева с БСО имени Чайковского. За каких-то полтора месяца до фестиваля обнаружилось – напрасно ждали, надо срочно искать замену, желательно равноценную. Как там говорится – не было счастья, да несчастье помогло?
Про то, чего достиг Государственный симфонический за те пять лет, что им руководит Александр Сладковский, в Сети полно историй, похожих на сказки Шехерезады. Но все правда: множество фестивалей, звездные солисты, собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра, постоянные приглашения в Белокаменную, а главное – качество игры. Все так и есть. И что силы и средства вложены в оркестр колоссальные, тоже правда.
Только ведь это как в футболе, простите. Бюджет, имена, мастерство важны до чрезвычайности. И сами по себе ничего не гарантируют. Нужна команда.
ГСО - команда. Знаете, такая редкость, когда оркестранты смотрят на дирижера. Не смотрят ведь обычно, даже если знают партии наизусть. Эти – смотрят. И лица озаренные. Творчеством люди занимаются.
За сутки до открытия Artissimo cижу тихонько в классе, где Сладковский и болгарская пианистка Пламена Мангова проходят Первый фортепианный концерт Чайковского. От Пламены словно ток идет. Прикасается к клавишам – воздух дрожит, стены Юрмальской музыкальной школы вибрируют, окна вот-вот трещину дадут. Сладковский доволен. Двое завтрашних героев листают страницы, договариваются о темпах, штрихах, оттенках. В партитуре так много диалогов оркестра и рояля... «Ну, здесь мы пойдем за вами. Не беспокойтесь». - «Я не беспокоюсь, я о вас наслышана...»
Им бы еще акустику хорошую. «Дзинтари», хоть и был возвезден как летняя резиденция филармонии, без подзвучки с симфоническими оркестрами не справляется.
Если свести микрофонное зло к минимуму (это оптимальный вариант, и именно он был избран на Artissimo), первые несколько минут концерта на слух толком не воспринимаются, кажутся расфокусированными, слишком тихими. Но чем дальше длился Первый фортепианный, тем больше захватывал зал. Пламена и Сладковский с оркестром словно наслоения старой краски снимали, раскрывали в привычном, давно знакомом столько первозданных красот... А потом вышел юный белорус Иван Каризна с «Вариациями на тему рококо», удивительный виолончелист: смычок у него порхает, инструмент поет, интонации чисты, как слеза ребенка, техника сумасшедшая; такой легкости, такого изящества игры днем с огнем не сыщешь.
И это только первое отделение. Во втором была Элина Букша со Скрипичным концертом, девушка очень неординарная, с мужской рукой, с мерцающим изнутри светом; была торжественная увертюра «1812 год», в которой «Боже, царя храни» и незатейливая народная мелодия побеждают «Марсельезу»; была «Пляска скоморохов» на бис -- и «Стан Тамерлана».
Который пришлось исполнить не один раз, а полтора, ибо самую драйвовую часть Сладковский по настоятельной просьбе публики повторил.
Который, несмотря на настоятельную просьбу публики, так и не прозвучал в следующем концерте, когда за пульт встал второй дирижер оркестра, 29-летний Михаил Мосенков. Молодого маэстро можно поздравить с впечатляющим европейским дебютом; а уж то, что вместе с ним в этот вечер на сцене «Дзинтари» дебютировали начинающие певицы Лаура Тейване, Анастасия Лебедянцева и Ольга Врещ, все как на подбор донельзя хорошенькие и безусловно одаренные, и что две пьесы сыграл 11-летний скрипач Даниил Булаев, – это не нарочно сложилось.
А может, и нарочно, кто знает; в любом случае - спасибо за этот проблеск мировой гармонии.
Вместо «Стана Тамерлана» Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан бисировал Испанским танцем из «Лебединого озера» и Трепаком из «Щелкунчика».
Авторы:
- Маша Насардинова, критик
« назад