Внутреннее звучание.

8 мая 2015
http://webfiles.aeroflot.ru/Aeroflot_May_2015.pdf

Внутреннее звучание.

Александр Сладковский о современной музыке, распроданных билетах и 50-летнем рубеже.



Александр Сладковский – дирижер, заслуженный артист России. Дебютировал в 1997 году в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории с оперой Моцарта «Так поступают все». В 2010-м стал художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. На эту должность Сладковский перешел с поста дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Сотрудничал со многими известными музыкантами – Денисом Мацуевым, Юрием Башметом, Вадимом Репиным, Хиблой Герзмавой. В качестве приглашенного дирижера работал с ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского, оркестром Национальной академии Santa Cecilia (Рим). Основатель и художественный руководитель нескольких фестивалей в Казани, среди которых «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», Concordia и «Денис Мацуев у друзей».

Александр Витальевич, 24 мая в Казани открывается пятый по счету Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». Как он возник?

В 2010 году я приехал работать в Казань. И в числе прочих у меня появилась идея проводить там фестиваль имени Рахманинова. Сергей Васильевич дважды давал концерты в знаменитом Колонном зале Дворянского собрания (сейчас в этом здании располагается Ратуша), дружил с Шаляпиным. Мне показалось странным, что фестиваль Шаляпина у нас есть – очень известный, с 35-летней историей, а фестиваля Рахманинова нет. Я поговорил об этом с моим другом Денисом Мацуевым, арт-директором фонда композитора, и он активно поддержал мою идею. Первым делом мы повесили памятную доску на фасад мэрии и посадили белую сирень вдоль аллеи на площади Свободы. Так в 2011 году начался фестиваль. Я давно заметил: чем задумка проще и искреннее, тем легче она реализуется.

Есть и другие примеры?

Да. Наш оркестр проводит фестиваль современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной. Не все знают, что она родилась в Чистополе, рядом с Казанью, и окончила Казанскую консерваторию по классу фортепиано. Фестивалей современной симфонической музыки в России очень мало. Трудно сделать брендом то, что людям неинтересно. Многие произведения и на концертах- то исполнять сложно – они вызывают отторжение у большинства слушателей. А когда делаешь целый фестиваль, посвященный современности, надо, чтобы этого не происходило. Мне кажется, концепция Concordia (в переводе с латыни – «согласие») получилась довольно удачной. Включая название: многонациональный Татарстан, где мечети соседствуют с православными храмами, – это столица «конкордии» в России. И к моему огромному счастью, София Асгатовна любезно не только согласилась присутствовать на открытии первого фестиваля, но и разрешила назвать его своим именем. К ее приезду мэр Казани восстановил дом, где она жила. Сейчас там работает центр современной музыки.

И чем удалось привлечь слушателей?

 Это очень сложный процесс, он идет постепенно. Во-первых, имя Губайдулиной говорит само за себя. Во-вторых, я выстраиваю программу так, чтобы публика не испытывала шока от музыки. Когда мы исполняли, скажем, Щедрина, в программе была известная многим «Кармен-сюита». У нас нет цели играть только для знатоков. Наоборот, мы довольно осторожно вплетаем в концерты ультрасовременную, очень непростую музыку. Если грамотно дозировать, в контексте всей программы она будет восприниматься нормально. И наконец, вне зависимости от того, пришли люди на фестиваль современной музыки или на «Рахлинские сезоны», они могут рассчитывать на качественное исполнение и профессиональное отношение к делу. Это самое главное, чего мы добились за пять лет. У нас билеты на все симфонические концерты распродаются заранее.

 Это были трудные пять лет?

Когда мне предложили должность художественного руководителя, оркестр переживал сложные времена. Тем не менее удалось сохранить реноме. В среде музыкантов коллектив называли «рахлинским» по имени дирижера Натана Рахлина, основавшего его в 1966 году. И с точки зрения престижа назначение на этот пост главы стало очень большим авансом. В конце первого сезона можно было смело сказать, что «реанимация» прошла успешно. На следующий год занимались «интенсивной терапией». И к середине третьего сезона стали выходить на серьезный ресурс. Начались гастроли. Нас приглашал на фестивали Денис Мацуев – так сложилось, что он был постоянным свидетелем нашего роста. На каждом мероприятии играли и с ним, и с огромным количеством музыкантов, пока еще молодых, но уже с репутацией. Пошла цепная реакция, все стало на свои места, все зазвучало. Мы записали три концерта, которые постоянно транслируются на французском телеканале Mezzo, поучаствовали во множестве российских фестивалей, записали антологию музыки композиторов Татарстана на трех дисках на лейбле Sony Music, выступили в Большом театре и получили личное приглашение от маэстро Валерия Гергиева в абонемент Концертного зала Мариинского театра. Сейчас многие музыканты и критики называют наш оркестр одним из самых мощных, динамично развивающихся – во всяком случае, в нашей стране. За пять лет мы практически на пустом месте создали коллектив, который в любой точке мира может достойно представить Россию. Все это вряд ли бы получилось, если бы не воля правительства Татарстана и лично президента Республики Рустама Минниханова.

1. С Денисом Мацуевым во время выступления в Большом театре на заключительном галаконцерте юбилейного фестиваля Crescendo (ноябрь 2014 года)

 

Для вас это главная работа в жизни?

Первый мой инструмент – пианино. В пять лет мама усадила меня за клавиши, с шести я начал учиться в музыкальной школе, а дома меня стерегла бабушка – следила, чтобы я повторял гаммы и этюды. Потом я стал очень хорошим трубачом. Но мне всегда хотелось объять необъятное. Трубы было мало, и я играл на рояле, представляя, что дирижирую оркестром. Но сегодня все, что было до теперешнего коллектива, я считаю временем своих университетов. Для того чтобы возглавить оркестр, быть ему по-настоящему полезным, нужен багаж, и я этот багаж набирал. Понимаю, о чем вы спрашиваете: да, это в определенном смысле дело жизни. Очень важный этап, на котором ты должен применить все, чему научился. К счастью, в моей судьбе это произошло: в Татарстане началась настоящая работа. Я считаю, что основная функция дирижера заключается в том, чтобы беречь и приумножать достояние оркестра. Дирижер должен, развивая коллектив, развивать себя, а не наоборот. Вопрос личного пиара и репутации – на втором месте. 

В вашем оркестре играют только казанцы?

На деньги, которые дает республика, я мог бы пригласить любых музыкан тов. Но меня бы не поняли. В Казани есть консерватория, которая работает фантастически. Есть исполнительская школа, ее тоже очень важно развивать. У меня в оркестре всего четыре приезжих исполнителя: двое москвичей – гобоист и трубач, валторнист из Кирова и виолончелист из Саратова. Все остальные – свои. Я приглашаю выдающихся артистов. Следующий сезон мы открываем с греческим скрипачом Леонидасом Кавакосом. Недавно приезжали Вадим Репин и Виктор Третьяков. Юрий Башмет – постоянный гость Казани. Пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский, Барри Дуглас, певцы Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Ильдар Абдразаков, певица Ольга Бородина – это все наши друзья. Духовики Алексей Огринчук, Владислав Лаврик, Сергей Накаряков, бывая в Казани, считают своим долгом дать мастер-класс. Каждый визит музыканта такого уровня важен для оркестра. Когда я уйду с поста худрука, коллектив должен оставаться успешным. Я вижу в перспективе только такое развитие. Поэтому, конечно, надо воспитывать своих на годы вперед. Регистрируйся и играй в вулкан 24 казино https://casinovulcan24.net на новых брендовых слотах от топовых производителей. Vulkan 24 это не только красивое казино но и яркие слоты, рулетка, блэкджек, акции, турниры, лотереи и адекватная служба поддержки.

 Как вы выстраиваете репертуарную политику?

Это достаточно сложная система. Мы формируем сезон, приглашая звезд. Репертуар предлагают они. Я никогда ничего не навязываю. Оркестр может сыграть все что хочешь – главное, чтобы солист стремился это сыграть. Кавакос, о котором я говорил, будет исполнять концерт Сибелиуса. И я подумал: почему бы нам не сделать открытие 50-го, юбилейного сезона с такой показательной программой, как скрипичный концерт Сибелиуса в исполнении одного из первых скрипачей мира и Девятая симфония Брукнера, которая в Казани не звучала вообще никогда? Как формируется политика? На основе моих субъективных вкусов прежде всего. Стараюсь не останавливаться в развитии, смотрю, что делают мои друзья и коллеги. Учусь постоянно. Вижу, что делается в мире, и хочу, чтобы Казань не отставала. 

 

2. В 2013-м Александр Сладковский стал Послом универсиады в Казани (на фото – с Юрием Башметом на фестивале Сoncordia в ноябре 2013 года), а год спустя – Послом сочи-2014

И что сейчас ценится больше всего?

Профессионализм.

Вы строгий дирижер?

Да. Но дело не в том, что я упиваюсь собственным величием, – упаси боже. Все упирается только в результат творческого процесса. И в то звучание, которое я слышу внутри себя и хочу транслировать в зал.

Получается?

Выдающийся маэстро Юрий Темирканов как-то сказал: «Вы знаете, дирижерами становятся лет в пятьдесят. Или не становятся». Мне в этом году исполнится пятьдесят, вот и посмотрим. Профессия у меня очень зависимая. Ты встань за пульт перед пустой сценой – что будет? Ты постоянно связан с огромным количеством людей. И чтобы уметь увлечь огромный коллектив и заставить каждого думать только о том, как максимально реализовать твое внутреннее звучание, надо дожить хотя бы до пятидесяти. И если удается – это счастье. Иногда мне кажется: вот только сейчас начинаю понимать. Но что это – никто не знает. И ни один дирижер вам искренне не признается, что он на самом деле чувствует. Это то, что присутствует внутри – в твоем слухе и воображении.

Интервью ПОЛИНА СУРНИНА

Журнал «Аэрофлот». стр. 22-24 | май 2015 | AEROFLOT.RU

 


« назад