«Рахлинские сезоны» с Малером и не только…
7 мая 2015
http://muzklondike.ru/events/v_kazani_ispolneniem_devyatoy_simfonii_malera_zavershilsya_festival_rakhlinskie_sezony/
Казань с завидной стабильностью продолжает удивлять и радовать весь музыкальный мир.
В феврале мы внимательно следили за событиями Шаляпинского фестиваля, недавно прогремела мировая премьера спектакля Владимира Васильева «Даруй нам мир», а весь апрель в Концертном зале им.С.Сайдашева шли концерты V международного фестиваля «Рахлинские сезоны»…Главный герой фестиваля – симфонический оркестр Республики Татарстан и его художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, - подготовили и подарили казанской публике великолепную программу из четырёх концертов, состоявшихся 15, 18, 22 и 25 апреля, в которых приняли участие музыканты с мировым именем.
Натана Григорьевича Рахлина, выдающегося дирижера, основателя и вдохновителя оркестра Республики Татарстан, здесь чтят и вспоминают с огромнейшими уважением, восхищением и любовью.
«Рахлин, в определённом смысле, - это Прометей, – считает Александр Сладковский, которого смело можно назвать продолжателем традиций Натана Григорьевича. – Ему было очень тяжело, фактически он был первооткрывателем. До того, как он приехал в Казань, имея гигантский успех и в Москве, и в Ленинграде, и в Киеве, он уже был настоящим патриархом и великим дирижёром. И он прокладывал силой своего авторитета и бесконечного таланта дорогу в поле, в котором люди не совсем понимали, а что это, зачем и для чего. Я считаю, у него была сверхмиссия. В Казани, при том, что здесь работал оперный театр, выступали Шаляпин, Рахманинов (здесь был очень высокий градус культуры), оркестра не было со всеми вытекающими последствиями…Ему пришлось пройти путь огромного преодоления для того, чтобы убедить: оркестр – это не просто институт, который играет и развлекает, это институт, который образовывает, по-настоящему окультуривает огромное количество людей. В этом смысле Рахлин, бесспорно, был первопроходцем, Гагариным».
Традиции Натана Григорьевича Рахлина бережно поддерживаются и продолжаются и в наше время. Ярчайший этому пример – вся деятельность оркестра РТ, в том числе фестивали, которые организуются в Казани в течение всего сезона. А рахлинский форум имеет особое значение. Своей яркой, оригинальной программой он буквально ошеломляет меломанов вот уже пять лет подряд. Огромная заслуга в этом, безусловно, и самого Александра Сладковского.
«Моя задача состоит в том, чтобы продолжать строить дом, фундамент которого заложил Натан Григорьевич, - уверен художественный руководитель оркестра РТ. – В этом и состоит настоящая преемственность традиций. Я не ищу специальных аналогий, чтобы сказали, что я стараюсь делать то же самое, что и Рахлин. Он тоже интуитивно делал то, что хотел, и его практика уже сегодня временем доказала свою правоту и мощь, потому что да, он был абсолютно разносторонним человеком, он прекрасно трактовал и западную музыку, и русскую музыку. И начинал продвигать татарскую музыку, чтобы она звучала.
Конечно, я буду очень рад, если впоследствии станут говорить о том, что при мне эта линия, именно рахлинская линия, продолжалась. Оркестр до сих пор ассоциируется с Рахлиным, и не просто так: он не только создал оркестр и воспитал его (практически на пустом месте), он создал публику. Он начал воспитывать людей и приобщать их к высокому симфонизму. А приобщать людей к высокому симфонизму можно, только ставя высокие задачи в творчестве. Поэтому он и поднимал циклами и Бетховена, и Чайковского, и начинал делать Малера. Он сделал Первую, Четвёртую и Пятую симфонии. Именно он в принципе заложил основу».
Эту крепкую основу и стал надстраивать и укреплять сам маэстро Сладковский. Увлечённо взявшись за освоение сложнейшего и интереснейшего репертуара, оркестр под его руководством стремительно развивается. Факты таковы, что наблюдая за ним в течение последнего года, можно уверенно заявить: то, что творит в Казани (и не только) этот оркестр, достойно самых высочайших определений. Такое впечатление, что оркестр, заведенный, как пружина, мощной харизмой и неотразимым магнетизмом своего главного дирижёра, разошелся на полную катушку. Шутка ли, с успехом выступая в плановых концертах своего казанского репертуара (а их около 60), постоянно ездить на гастроли, проводить шесть фестивалей за один сезон, иметь свой собственный абонемент в Мариинском театре, участвовать в абонементных концертах Московской филармонии, записываться на mezzo и medici.tv. Не говоря уже выездных концертах в регионы Республики Татарстан, в «поля». При этом в Казань к ним приезжают с огромным удовольствием мировые звезды. Ключевое слово – «с удовольствием»…
Ну, а включить в программу, завершающую фестиваль «Рахлинские сезоны» одну единственную вещь, Девятую симфонию Густава Малера – это смелый поступок. Очень. Не зря же говорят, что Девятая симфония Малера для любого оркестра – высочайшая вершина профессионального мастерства, что, сыграв её, оркестр преодолевает некую символическую планку, отделяющую его от остальных, не игравших. Но, вероятно, обладая абсолютной уверенностью в своих подопечных, и огромной любовью к малеровскому шедевру, Александр Сладковский это сделал.
У каждого из нас есть своя любимая малеровская симфония. А кто-то не может выделить и любит все. Но Девятая…Симфония, несущая в себе такой заряд и трагизма, и красоты, и противоречий, и любви, что сознание зашкаливает, когда её слушаешь. Каково это – писать музыку, зная, что неизлечимо болен и умираешь? Он знал, что никогда её не услышит. Он был раздавлен свалившимися на него трагедиями. И он был молод – посмотрите на его прекрасное лицо на последних фотографиях (Малер умер в 50 лет)…
Но как? Как он это сделал, что мы, живущие в 21 веке, содрогаемся от эмоций, растворяемся в потоке этой божественной музыки, у нас коленки подкашиваются (хорошо, что сидим во время исполнения…), у нас всё дрожит внутри, и нас накрывает эта томительная боль-наслаждение? Необъяснимая загадка гения. Разве можно пытаться понять, почему соловей поёт, вода течёт, а огонь пылает? Вот и с музыкой Малера так же…Каждый раз, слушая это неземное произведение в исполнении хорошего оркестра (а плохой его просто не осилит), поражаешься силе его воздействия на подсознательном уровне. Это великая музыка, захватывающая тебя так, что не можешь пошевелиться, скованный какой-то дивной истомой, как будто под кожей ток проходит. Одновременно и боль, и наслаждение. Чем больше её слушаешь, тем больше хочешь. И ловишь себя на том, что становишься ненасытным на Малера. Им невозможно насытиться. 84 минуты сладкой пытки…
Не знаю, совпадали ли мои ощущения с теми, кто дарил нам это чудо, а если да, то странно, как они могли это играть, находясь в таком состоянии? Но они играли, и настолько изумительно, что всё вокруг исчезло, растворилось время, только дивная Девятая парила в зале, а зал не дышал.
Как выразить словами то, что передаёт музыка? Я не буду повторяться, описывая содержание Девятой, историю её создания, и не буду упоминать о том, что всем известно. О проклятии Девятой («Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему» - Шёнберг), смертельно больном Малере, необычности композиционного построения и ёрнически перевернутого наполнения частей («Анданте», «В темпе лендлера», «Рондо. Бурлеска» и «Адажио»), о том, что на самом деле это вовсе не девятая, а десятая симфония, - знают все, кто хоть немного интересовался творчеством австрийского композитора. Об этих, и других, уже не столь известных, фактах также советую почитать в монографии И.А.Барсовой «Симфонии Густава Малера». Увлекательнейшая книга! А вот музыку, звучавшую в этот апрельский вечер в Казани, каждый услышал по-своему. Я услышала в ней пульсирующий ритм жизни. Прекраснейшей, яркой, звонкой, безумной, светлой жизни. Альбан Берг писал о Девятой: «Как-то я вновь проиграл Девятую Малера: первая часть — лучшее, что написал Малер. Это — выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, ещё и ещё раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой — пока не придет смерть. Ибо она неудержимо приближается». Для меня вся Девятая, не только первая часть – это и есть выражение любви композитора. Финальный её посыл нам, потомкам, от гения Малера.
Пожалуй, чтобы так исполнить Девятую, надо в неё влюбиться. Этого невозможно было не заметить - и дирижёр, и оркестр находились на одной волне, в одном эмоциональном поле – поле любви к Девятой симфонии. Потрясающая эмоциональность исполнения, полная самоотдача, высочайший уровень взаимопонимания – при том, что на сцене находился расширенный состав оркестра, ни одна группа не «хромала»! Как будто между музыкантами в группах, с одной стороны, и музыкантами и дирижёром, с другой, возникла телепатическая связь. Есть такое выражение – «играть как в последний раз». Именно так они и играли. «У меня была задача, и я говорил друзьям своим и близким людям, что хочу сделать оркестр, с которым можно играть Малера, - рассказал после концерта маэстро Сладковский. – В определенном смысле это была «идея фикс», потому что я обожаю этого композитора. Малер всерьёз вошёл в меня ещё в конце девяностых годов, а в 1999 году я начал основательно и подробно учить Первую симфонию. Эта музыка приводила меня в запредельное состояние. Мне кажется, музыканту удаётся то, чего он по-настоящему жаждет, когда он слышит в себе ту музыку, которую обожает. И он её постигает, и познает, и это становится невыносимо носить в себе, и он ищет возможность реализовать это в звуках…».
Концерт 25 апреля подтвердил, что задача, поставленная Александром Сладковским самому себе, блестяще выполнена: он сделал оркестр, с которым можно играть Малера. Впереди – новые высоты и новый репертуар – уже известно, что в следующих «Рахлинских сезонах» на закрытие будет исполнена Седьмая симфония. А в планах – освоить и сыграть все оркестровые симфонии Малера. Почему-то верится, что всё это будет.
И такая небольшая деталь. Последний концерт фестиваля «Рахлинские сезоны» начался с вручения букетов музыкантам, работающим в оркестре со времён его основания, тех, кто был в первом рахлинском составе. Напоминаем – оркестр был создан в апреле 1967 года. Значит, скоро у музыкантов будет золотой юбилей работы в оркестре…
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора
« назад