Малера подняли на баскетбольную высоту

28 апреля 2015
http://www.trud.ru/article/28-04-2015/1324620_malera_podnjali_na_basketbolnuju_vysotu.html

Малера подняли на баскетбольную высоту

Свое скорое 50-летие Симфонический оркестр Татарстана встретит в статусе бренда республики



В Казани исполнением Девятой симфонии Малера завершился традиционный, уже 5-й фестиваль Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан «Рахлинские сезоны». Чтобы лучше понять масштаб события, уточним: одна из крупнейших и значительнейших партитур ХХ века прозвучала здесь впервые. Уровень исполнения, по мнению спецкора «Труда», вполне соответствовал рангу фестиваля «международный». А ведь еще 50 лет назад симфонического оркестра как самостоятельной творческой единицы в Татарстане не существовало.

Так сложилось: Казань – город с сильными музыкальными, прежде всего вокальными традициями (достаточно сказать, что в нем родился и вырос Шаляпин), но вопрос о создании здесь симфонического коллектива возник лишь в 1960-х годах. Инициировал его пионер татарской композиторской школы, первый ректор Казанской консерватории (кстати, учрежденной в победную весну 1945 года) Назиб Жиганов. Тут, можно сказать, взаимно повезло и Татарстану, и знаменитому дирижеру Натану Рахлину. В ту пору Натан Григорьевич – между прочим, основатель Государственного симфонического оркестра Украинской ССР, руководитель в 1941-45 годах Госоркестра СССР – был несправедливо вытеснен из главных симфонических коллективов страны. И Жиганов, мечтавший о превращении Казани в музыкальный центр европейского масштаба, «поймал момент».

За оставшиеся ему 13 лет (Натан Григорьевич умер в 1979-м) Рахлин заложил основы симфонической жизни в республике. Потом Госоркестр Татарии знавал разные времена, в том числе 25-летнее руководство Фуата Мансурова – прекрасного музыканта, для которого, однако, главным акцентом всегда был его любимый московский Большой театр. Новый период наступил, когда после ухода Фуата Шакировича из жизни в Казань пригласили 45-летнего Александра Сладковского – амбициозного воспитанника Санкт-Петербургской консерватории, ученика прославленного лидера петербургской Капеллы Владислава Чернушенко. Новое назначение влилось в череду событий, действительно поднявших Казань до уровня крупной европейской столицы – город расцвел к празднику своего 1000-летия (2005) и Всемирной универсиаде (2013), в том числе получил вместо бывшей советской казенной «стекляшки» роскошный концертный зал с органом.

Здесь и проходят уже пятый апрель подряд «Рахлинские сезоны». В минувшую субботу зал был переполнен: Малер прежде в Казани звучал, но не Девятая симфония – последняя из законченных великим австрийским мастером.

Почти полтора часа полярных контрастов, от детской колыбельной до лихорадочного вихря богемной жизни, от патриархального лендлера до безумно ускоряющейся суеты людского муравейника – и страшный срыв, и долгое печально-просветленное прощание… Вот что такое Девятая. У Сладковского эта громадная партитура предстала словно воронкой, в водоворот которой втянуто множество ассоциаций из мировой музыки, от соблазнительно-лукавых вальсов Штрауса до небесно-прекрасных арий барокко. Впрочем, воронка эта двусторонняя, и исходит из нее ничуть не меньше – в будущую музыку ХХ столетия, в гротеск Прокофьева, а особенно – в трагический симфонизм Шостаковича. 3-я часть «Бурлеска» -- это едва ли не эскиз финала Пятой симфонии Дмитрия Дмитриевича: трагик Малер, не доживший и до Первой мировой, словно предчувствовал все чудовищные разломы жесточайшего в истории столетия.

Можно долго говорить об увлеченности оркестрантов и качестве игры – скажу лишь, что духовым иногда просто-таки нужно было допустить один-два мелких кикса, чтобы мы смогли оценить виртуозную отработанность всего остального. А долгая пауза после последнего умирающего струнного аккорда, прежде чем грянула оглушительная овация,– свидетельство огромного гипноза музыки.

У автора статьи есть небольшая личная история, связанная с Натаном Рахлиным: в 1956 году нам повезло вместе отдыхать в Крыму. На снимке - Натан Григорьевич и будущий журналист газеты «Труд» со своей мамой. Фото из личного архива автора

А ведь московскому журналисту досталась только макушка айсберга – на протяжении месяца в Казани звучали симфонические шедевры Моцарта, Дебюсси, Шенберга, выступали дирижеры и солисты из Италии, Франции, Бразилии… А если посмотреть на все пять лет фестиваля, то на нем исполнялись Реквиемы Моцарта и Верди, симфонии Чайковского, пели Ольга Бородина и Альбина Шагимуратова, солировали Вадим Репин на скрипке, Миша Майский на виолончели…

Как же в нынешних не самых легких обстоятельствах, когда страна ныряет из кризиса в кризис, удается поддерживать такой градус музыкальной жизни? Притом что на верхнем федеральном уровне нам только и твердят что о необходимости «оптимизации», безошибочно выбрав для таковой культуру, образование и медицину, т.е.то, что направлено непосредственно на людей.

После концерта мы разговорились со Сладковским, и он передал историю, рассказанную ему министром культуры Татарстана Айратом Сибгатуллиным. Оказывается, когда тот был мальчишкой, в их район приезжал с оркестром Рахлин. Для Натана Григорьевича такие полевые вылазки были обязательной частью работы. И вот один из ее плодов: симфоническое звучание так поразило парня, что хоть он и не стал музыкантом, но на всю жизнь запомнил ту неожиданную красоту… Ну и, конечно, нельзя не сказать, что порыв деятелей симфонической культуры традиционно поддерживается верховной властью Татарстана, которой тоже присуща амбициозность. Сладковского дважды принимал президент республики Рустам Минниханов. За оркестром закреплена отдельная строка в бюджете. За первые три года удалось закупить в Кремоне и других исторических центрах 24 высококлассных инструмента на 3 миллиона евро. Вот один из секретов великолепного звука коллектива.

Татарстан не может выпрыгнуть из общих кризисных процессов, переживаемых Россией, и сейчас пополнять коллекцию оркестра такими же темпами нереально. Потому что есть направления деятельности, которые сворачивать никак нельзя. В том числе гастроли, укрепляющие авторитет и коллектива, и самого Татарстана, и в конечном счете России – в Москве, Петербурге, а полтора года назад – в Париже на церемонии присвоения российскому пианисту Денису Мацуеву звания Посла мира ЮНЕСКО. Ну и полевые вылазки по самой республике никто не отменял.

– Недавно были на КАМАЗе, – рассказывает Сладковский. – Сыграли программу – публика не отпускает. Исполнили все заготовленные бисы – требуют еще! На счастье, в портфеле лежали партии 1-й симфонии Рахманинова – разложили их по пультам, и финал прошел на ура.

Занятный штрих: на малеровскую программу пригласили… баскетбольную команду УНИКС во главе с тренером Евгением Пашутиным. Успешный спортивный клуб – тоже один из брендов Татарстана, и почему бы не установить между этими коллективами дружбу…

Через несколько дней в Казани – открытие нового фестиваля: «Белая сирень». Среди дирижеров-гостей – патриарх оркестрового дела Владимир Федосеев. В программе – русские фортепианные концерты, солисты – Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников и даже Михаил Плетнев, который играет со считанными оркестрами мира. Это ли не высший знак качества?

Сергей Бирюков
Статья
15:07 28 Апреля 2015г.
Опубликовано 15:07 28 Апреля 2015г.

« назад