В Казани впервые исполнили Девятую симфонию Малера
На фестивале симфонического оркестра Республики Татарстан почтили память дирижера Натана Рахлина
Фото предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
В Казани завершился 5-й международный фестиваль «Рахлинские сезоны» Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Смотр посвящен основателю оркестра, выдающемуся дирижеру Натану Рахлину.
Столицу Татарстана посетили знаменитые западные музыканты — скрипачка Франческо Дего, пианисты Давид Фрай и Алессандро де Люка, а также дирижеры Гавриэль Гейне и Джон Нэшлинг. Однако самое интересное событие фестиваля — Девятую симфонию Малера худрук форума, маэстро Александр Сладковский оставил на вечер закрытия. В Казани она прозвучала впервые.
Девятая симфония, согласно поверью среди композиторов, — симфония проклятия. Малер считал, что она станет для него последней, вспоминая опыт Бетховена и Антона Брукнера. Именно поэтому на протяжении долгого времени он избегал указания порядковых номеров своих произведений. С другой стороны, именно Девятая стала настоящей вершиной в творчестве композитора и одновременно вызовом для дирижера.
Как рассказал «Известиям» маэстро Сладковский, он выбрал для финала фестиваля именно это произведение Малера из-за глубокого драматизма Девятой симфонии.
Фото предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
— Эмоционально она перенасыщена и посвящена тому, что все мы смертны и все идем к одному концу. Мне показалось очень символичным исполнить ее в память о советском дирижере Натане Григорьевиче Рахлине и заодно пополнить коллекцию малеровских симфоний, которую он начал собирать в конце 1960 — начале 1970-х. Мы решили, что лучшей партитуры с точки зрения масштаба и качества мы не найдем. Рахлин бы точно ее оценил, — пояснил дирижер.
За 103 года, прошедших с премьеры симфонии, в Казани не было оркестровых сил для ее исполнения.
— Оркестр был создан почти 50 лет назад и состоял всего из 80 человек. У Рахлина не было физической возможности приглашать большое количество музыкантов. По этой причине в Казани не было даже попыток исполнения Девятой. Сейчас же она нам по силам, — заявил Александр Сладковский.
Фото предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
Симфония занимает целый концертный вечер, так что подчас главная задача маэстро — не столько донести все то, что хотел сказать композитор, но удержать внимание публики. Впервые среди присутствующих в зале оказались игроки баскетбольной команды УНИКС совместно с тренером Евгением Пашутиным.
Как рассказал маэстро в разговоре с «Известиями», музыкантов и спортсменов на самом деле многое связывает.
— Это была моя давняя мечта, еще когда наш коллектив участвовал в Универсиаде. Спорт и музыка — очень похожие дисциплины, которые требуют полной отдачи. Спортсмены очень много и честно трудятся, добиваясь результатов. Наши команды — это бренды республики, так же как и оркестр. Мы представляем родину на интернациональном языке. Теперь наша очередь пойти к ним гости, а там, глядишь, и подружимся, — считает Александр Сладковский.
Концертный зал имени Сайдашева не сумел вместить всех желающих, а слушатели заполнили проходы и балконы. Некоторые, правда, не удержались и попытались наградить музыкантов овациями после третьей, бравурной части. А вот впечатление «повисшей тишины», завершающей симфонию, было слегка испорчено не вовремя раздавшимся звонком мобильного телефона. После публика еще долго овациями уговаривала маэстро на бис, но Девятая Малера — одно из тех сочинений, после которых бисы не играют.
26 апреля 2015, 18:48 | Культура | Виктория Иванова
« назад