Инвестиции в талант

10 марта 2015
http://www.elitat.ru/

Инвестиции в талант

Молодежный оркестр может быть одним из культурных брендов Татарстана. В этом убежден художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр СЛАДКОВСКИЙ, который стал одним из инициаторов создания коллектива из учащихся музыкальных школ Казани. О целях, значении и трудностях такого начинания - в интервью с ним.



Александр Витальевич, о достаточно высоком уровне молодежного симфонического оркестра говорит то, что вы приглашаете его в крупные музыкальные проекты…

- Я привлек молодых музыкантов к фестивалю «Белая сирень» уже через полгода после создания оркестра. Они играли с Государственным симфоническим оркестром «Вокализ» Рахманинова и романс Яхина «Забыть не в силах», что уже говорит о потенциале коллектива. В этом году мы выступили на филармонической сцене в Перми по личному приглашению губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который захотел познакомиться именно с опытом организации молодежного оркестра. Впечатление было такое, что в Перми загорелись идеей создать аналогичный проект. Таким образом, наши ребята уже  славят Татарстан за его пределами.

Александр СЛАДКОВСКИЙ и министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Игорь ГЛАДКОВ

Работая с молодежным коллективом, с кого, на ваш взгляд, следует брать пример?

- Есть коллектив, который известен во всем мире, но в России, к сожалению, о нем знают меньше. Это венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара, которым почти 20 лет руководит гениальный дирижер Густаво Дудамель. 30 с лишним лет назад в Венесуэле существовала огромная проблема детской беспризорности, наркомании и преступности. Дудамель, настоящий энтузиаст и подвижник, стал привлекать в оркестр «трудных» подростков и молодежь. Сегодня в этом коллективе состоит порядка 150 юношей и девушек в возрасте от 15 до 20 лет. Они играют феноменально! В Интернете множество их записей, легко найти и убедиться. За последние пятьдесять лет этот оркестр стал гостем на всех крупнейших мировых музыкальных площадках - в Берлине, Париже, Амстердаме, на знаменитом Люцернском фестивале в Швейцарии. Это пример того, как из беспризорников выплавили чистое золото. В небогатой латиноамериканской республике стало возможным создать такой коллектив. В каждой американской школе обязательно существует ученический симфонический или духовой оркестр. Я слышал, как профессионально играют молодежные коллективы в Китае. При Академии Санта-Чечилия в Риме существует детский оркестр из 300 человек. У меня есть большая надежда, что наш детский оркестр со временем также сможет войти в число известных во всем мире подобных коллективов. И родители, и сами дети с осторожностью относятся к предложению работать в оркестре, а не просто учиться в музыкальной школе. Однако все отмечают, что у ребят, которые ходят на репетиции, в разы вырастают все учебные показатели. Дети видят залы, которые им рукоплещут, и в эти минуты становится. Понятно, для чего тебя насильно водят три раза в неделю на занятия и мучают гаммами… Это то, ради чего музыкант получает свою профессию и служит ей всю жизнь. Я уверен, что большинство ребят, поработавших в этом оркестре, захотят учиться музыке дальше, поступить в консерваторию. Более того, эти дети сегодня формируют отношение к культуре в Казани. Если даже часть людей в обществе совсем не интересуется классической музыкой, все же они не могут оставить без внимания детско-юношеский симфонический оркестр… На концерт проекта ГСО РТ «Достояние республики» в январе собрался полный зал. Пришли родители музыкантов, их друзья и знакомые, в том числе те, кто никогда не интересовался классической музыкой… Так формируется живая коммуникационная среда, которая облагораживает наше общество.

Проект «Достояние республики», о котором вы говорили, был посвящен шедеврам мировой классики. Репертуары молодежного и взрослого оркестров не отличаются?

- В искусстве, в музыке нет и не может быть возраста, репертуара с пометкой «для детей». Нет сложной и легкой для исполнения музыки, есть лишь хорошая или плохая. Конечно, ребята утомляются быстрее. В то же время они работают с таким  энтузиазмом и отдачей, что, например, на концерте в Перми я устал больше, чем когда стою за дирижерским пультом перед взрослым оркестром. Пин ап казино (Pin-up Casino) начало свою деятельность в 2014 году. В то время оно выглядело совсем иначе. Раньше там было всего два игровых слота и классическая рулетка.

Можно ли сказать, что спустя два с половиной года своего существования у молодежного симфонического оркестра есть постоянный состав?

- В оркестр постоянно приходят новые дети, потому что он открыт для всех учащихся музыкальных школ города. Каждый, кто в состоянии качественно исполнить то, что от него требуется, может себя попробовать как артист оркестра. На сегодняшний день ситуация такова, что привлечь и удержать желающих не так просто, и пока что оркестр держится на энтузиазме педагогов, музыкантов, самих детей и их родителей. Для дальнейшего развития этого начинания требуется стратегия. Где ребята должны репетировать? Сколько концертов запланировано на год? Каким образом они принимают участие в городских мероприятиях? Эти вопросы нельзя решить без соответствующего внимания и поддержки управления культуры города.

Значит, молодежный оркестр может претендовать на финансирование как постоянно действующий коллектив?

- Да, как дееспособная культурная единица, которая уже зарекомендовала себя, несмотря на свою небольшую историю и маленький возраст артистов. Речь не идет о гигантских суммах. Коллективу требуется не огромное финансирование, но стабильное. Не шикарные залы, а постоянная база для репетиций. У нас есть детские и молодежные спортивные центры, прекрасные школы, инновационные площадки - все предпосылки для формирования нового талантливого, креативного поколения.  Оркестр в этом ряду - вовсе не лишнее звено. Культурные инвестиции столь же важны, как и спортивные, и технические. Они обязательно дадут свои плоды спустя время, скажутся на экономике. Мы должны мыслить глобально в вопросах будущего. К тому же Президент республики Рустам Минниханов всячески поддерживает инвестиции в брендовые арт-проекты. 

Александр СЛАДКОВСКИЙ и стипендиат фонда Владимира спивакова Василиса НЕЛЮБИНА

На ваш взгляд, юношеский коллектив может стать  таким брендом, по которому будут узнавать Казань?

- Я в этом убежден. Мы уже показываем пример. Так, Константин Хабенский пригласил молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан принять участие в своем благотворительном проекте «Поколение Маугли» летом 2014 года.  К этому проекту привлечено внимание всей страны, а работа талантливых детских и молодежных коллективов - это самый настоящий тренд, который нужно оценить по достоинству и поддержать.

 Диана ЛЮСЬЕН


« назад