Как закрывалось казанское музыкальное «Творческое открытие»
В ГБКЗ ИМ. САЙДАШЕВА ПРОШЕЛ ФИНАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЯ, ОТКРЫВАЮЩЕГО ПУБЛИКЕ БУДУЩИХ ЗВЕЗД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ.
Московская филармония и Государственный симфонический оркестр Татарстана при поддержке федерального минкульта второй год подряд проводят в Казани фестиваль для молодых музыкантов. Хотя фамилии восходящих звезд классической музыки пока еще неизвестны широкой аудитории, билеты на «Творческое открытие» продавались отлично. На финальном концерте фестиваля сотрудникам ГБКЗ, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», даже пришлось организовать в зале дополнительный приставной ряд.
ТЕ ЖЕ СОЛИСТЫ, НО НОВЫЙ РЕПЕРТУАР
В Московской филармонии уже много лет работает программа «Звезды XXI века». Молодые исполнители, засветившиеся на престижных всероссийских и международных конкурсах, получают гранты от министерства культуры РФ и возможность регулярно гастролировать по региональным концертным залам. Во время таких поездок лауреаты не только узнают страну и знакомятся со среднестатистическим провинциальным слушателем (к слову, это очень благодарная публика, даже если человек не вполне подготовлен к восприятию классики, вида он ни за что не подаст), но и получают опыт взаимодействия с новыми для себя оркестрами. Большинство участников проекта — выпускники Московской консерватории в возрасте от 20 до 30 лет. По словам руководителя ГСО РТ Александра Сладковского, это именно тот момент в жизни музыканта, когда «становится понятен его творческий потенциал и уже очевидно, на сколь длинную дистанцию его хватит».
Фактически «Звезды XXI века» — это кузница музыкальных кадров страны, база, на основе которой будет формироваться профессиональное музыкальное сообщество России в ближайшие годы. Первое знакомство казанцев с будущими мэтрами отечественной симфонической сцены произошло в 2014 году в рамках первого фестиваля «Творческое открытие». В 2015 году традицию решили продолжить.
Состав приглашенных молодых солистов «Открытия-2015» практически не отличался от прошлогоднего. В Казань приехали скрипачи — братьяМихаил и Иван Почекины, Павел Милюков, Айлен Притчин, пианисты Филипп Копачевский, Юрий Фаворин, Алексей Чернов, Лукас Генюшас и виолончелист Александр Рамм. Зато репертуар обновился почти полностью. Единственным повтором прошлогодней программы стало произведение «Интродукция и Рондо каприччиозе» Сен-Санса, причем если в 2014 в нем солировал Притчин, то на нынешнем фестивале главную скрипичную партию исполнил Иван Почекин. В рамках трех концертов, которые прошли в ГБКЗ 21, 25 и 28 февраля, солисты под чуткий аккомпанемент симфонического оркестра Татарстана сыграли сочинения Бетховена, Брамса, Моцарта, Гершвина, Чайковского, Сен-Санса и Прокофьева.
За час до начала последнего концерта второго «Творческого открытия» в кассе ГБКЗ толпился народ. Билетов на основные места уже не осталось, можно было заплатить 500 рублей и сесть на приставной стул или отдать 100 за право войти в зал — билет без посадочного места.
— Это на все три концерта так? — поинтересовались мы у кассира.
— Нет, только на закрытие. До этого тоже нормально продавали, но и свободных прилично оставалось. Будете брать?
Уже в зале выяснилось, что традиционными для больших мероприятий приставными стульями дело не ограничилось: за первой секцией партера выставили дополнительный ряд — 11а. Были те, кому пришлось слушать концерт стоя.
РАВЕЛЬ — ГЕРШВИН — ЧАЙКОВСКИЙ — НЕМЦОВ — БЕТХОВЕН
Первое отделение открывалось рапсодией для скрипки с оркестром «Цыганка» Равеля. Знатоки симфонической музыки утверждают, что по «Цыганке» легко определить не только технические возможности скрипача, но и его музыкантский вкус: с одной стороны, эмоциональность и раскрепощенность тут ни в коем случае не должны перейти в вульгарность, с другой, недопустимо, чтобы произведение осталось просто скучным этюдом. С непростой задачей пытался справиться солист Павел Милюков — по его словам, сочинение Равеля в его репертуаре значится уже давно, однако тот факт, что он играет в Казани не в первый и даже не во второй раз, накладывает дополнительную ответственность. «Трудно играть публике, которая уже знает тебя, которой есть с чем сравнивать», — поделился музыкант с корреспондентом «БИЗНЕС Online». После выступления он также рассказал нам о своей уникальной скрипке — мастер Пьетро Гварнери изготовил инструмент более 250 лет назад, когда-то на нем играл знаменитый венгерский скрипач Жозеф Сигети.
— Перевозить во время гастролей страшно, — подтвердил наши опасения Милюков, — но, к счастью, есть всевозможные страховки.
После Милюкова на сцену ГБКЗ вышел виолончелист Рамм — ему предстояло играть Пеццо каприччиозо Петра Чайковского. В перерыве две пожилые дамы, явно обремененными высшим музыкальным образованием, сошлись во мнении, что Рамм сегодня был лучшим из всех троих молодых солистов (впрочем, от остальных у женщин тоже остались весьма положительные впечатления). Закрывала первое отделение блюзовая рапсодия Гершвина, которую большинство слушателей знают благодаря передаче «Что? Где? Когда?» — между раундами звучит главная тема. Исполнявший популярную мелодию пианист Копачевский сорвал самые густые аплодисменты и вместе с оркестром ушел готовиться ко второму отделению.
Закрытие фестиваля пришлось на 28 февраля — неудивительно, что большинство антрактных разговоров в этот вечер велись совсем не о музыке. Вот девушка в бежевом кружевном платье объясняет своей менее политически подкованной подруге суть утренних событий: «Его точно из-за политики убили, он потому что много лишнего говорил. А еще эта, как ее... Не помню. Два месяца уже в тюрьме сидит и от глюкозы отказывается!» «Ох, какая кругом агрессия!» — вздыхает ее собеседница и тут же предлагает сделать совместное селфи в интерьере ГБКЗ. Мужчина в синем пиджаке сидит на крутящемся стуле около стойки буфета, держит рюмку коньяка и смотрит в смартфон. На экране — лента новостей Facebook, пестрящая фотографиями с места преступления. Звучит третий звонок, но он не спешит подниматься в зал.
А других слушателей после антракта ждал «Тройной концерт» Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели. Это чрезвычайно сложное симфоническое произведение, за которое готов взяться далеко не любой солист и тем более не любой оркестр. Самое непростое в «Тройном» — это ансамбль. Три исполнителя главных партий должны идеально слышать друг друга, оркестру же приходится подстраиваться не под одного, а сразу под трех солистов. Судя по выражению, которое появилось на лице дирижера Александра Сладковского после последних звуков композиции, музыканты с задачей справились. Из зала потянулись слушатели с цветами, аплодисменты не стихали несколько минут. Кажется, люди были благодарны оркестру в первую очередь за то, что классическая музыка хотя бы на два часа отвлекла их от новостной повестки дня.
Александр Сладковский |
«РЕПУТАЦИЯ КАЗАНИ СЕЙЧАС НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ, И МЫ СТАРАЕМСЯ ЭТО БЕРЕЧЬ»
Перед концертом корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретились с руководителем Государственного симфонического оркестра Татарстана Сладковским. Он рассказал нашему изданию, что приглашенные солисты думают о Казани, и объяснил, почему прошедший фестиваль полезен не только им, но и музыкантам нашего оркестра.
— Александр Витальевич, если сравнить прошлогодний и нынешний фестиваль, можно ли проследить какую-то динамику?
— Это всего лишь второй опыт, пока трудно говорить о динамике. В наше время соблюдать тенденцию и поддерживать ее — это уже немало. Год назад мы просто пробовали, выясняли, может ли такой формат существовать, тогда все прошло хорошо. Насколько я знаю, в этом году билеты тоже продавались неплохо: несмотря на то, что фамилии музыкантов пока не на слуху, инициатива оказалась коммерчески успешной. Translation agency in Lithuania. Professional translations into and from Baltic languages. Industry expertise and 100% quality guarantee - Lingvobalt Музыканты уже известны в мире, известны в Москве, но Россия — большая страна, поэтому мы продвигаем, популяризируем имена этих исполнителей вдали от центра. Задача фестиваля проста, но не примитивно проста: очень важно, что мы укрепляем наши филармонические связи. Начиная с 2011 года наш оркестр по нескольку раз в год бывает в Москве по приглашению директора Московской филармонии Алексея Шалашова, мы выступаем в одних залах с прославленными оркестрами, дирижерами, музыкантами. И это результат длительной совместной работы, в том числе в рамках фестиваля «Творческое открытие».
— Получается, фестиваль идет на пользу не только молодым московским исполнителям, но и татарстанскому оркестру?
— Самое сложное в исполнительском оркестровом искусстве — это аккомпанемент. Каждый год мы добавляем в наш репертуар новые произведения. Скажем, «Тройной концерт» Бетховена, который мы играем сегодня, очень давно не звучал в Казани, а на вечере 21 февраля мы играли второй скрипичный концерт Прокофьева — этого сочинения раньше в репертуаре оркестра не было вовсе. Я всегда прошу организаторов и самих ребят, чтобы репертуар был свежий, потому что познавать, учиться, пробовать что-то новое — необходимая часть работы. Так и получается, что наш оркестр растет вместе с этими молодыми ребятами.
— Есть ли шанс у молодых исполнителей из Татарстана стать участниками фестиваля?
— Я надеюсь, что «Творческое открытие» со временем выйдет за рамки проекта только Московской филармонии и госоркестра. Если мы сможем не только приглашать музыкантов, которые находятся под крылом Московской филармонии, но задействовать наших исполнителей, будет очень здорово. Пока что у меня не было таких сигналов со стороны татарстанской молодежи. Но вы знаете, что у нас работает проект «Достояние республики», мы внимательно следим за новыми исполнителями, за земляками, которые добиваются чего-то на международной арене, это живая коммуникация. Я надеюсь, что фестиваль «Творческое открытие», по крайней мере, вызывает интерес у студентов нашей консерватории — важно, чтобы они видели тот интернациональный уровень, на котором сегодня работает молодежь в Москве, и тоже стремились включиться в этот процесс.
— Наверняка приезжие музыканты делились с вами впечатлениями о городе и оркестре...
— В музыкальных кругах существует практика: никакая реклама не сравнится с отзывами музыкантов, чье мнение у профессионалов считается авторитетным. После прошлогоднего визита эти молодые ребята, которые ездят по всей России и знают, в каком состоянии оркестры в других регионах, были в восторге. Поэтому нынче они уже знали, куда едут, и ехали с огромным удовольствием. Братья Почекины, которые играли в концерте 25 февраля, например, очень положительно отзывались и о работе, и об атмосфере в нашем оркестре. Самое дорогое в музыкантском мире — репутация. Репутация Казани сейчас на высоком уровне, и мы стараемся это беречь.
« назад