В Казани появился «Правнук» рояля с виллы «Сенар» Сергея Рахманинова

10 июня 2014

В Казани появился «Правнук» рояля с виллы «Сенар» Сергея Рахманинова

ДЕНИС МАЦУЕВ ПОСВЯТИЛ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ




Вчера на международном фестивале «Белая сирень», пожалуй, была кульминация. Фестивальная программа началась с презентации книг о Федоре Шаляпине и Сергее Рахманинове, а завершилась триумфальным концертом ГСО РТ, где солировал Денис Мацуев. Впечатлениями от фестивального дня делится корреспондент «БИЗНЕС Online».



СПОНСОР ПРОЕКТА — «ТАТНЕФТЬ»

Московский издатель Владимир Пронин привез на фестиваль, о котором он узнал от Дениса Мацуева, три свои книги. Роскошные подарочные издания вызвали желание их сразу же купить, но увы. Пронин книги не продает, а распространяет по библиотекам и творческим организациям.

В прошлом экономист, работавший в Сити-банке, Пронин учился во ВГИКе, а затем занялся книгоизданием. Книги его в чем-то кинематографичны: есть картинка, есть минимум текста, все это напоминает раскадровку. Пронин успешно находит спонсоров, причем крупных, например, в их числе «Лукойл». Один из его проектов — роскошный альбом, названный «Шаляпин-сказочник» — и вовсе спонсировала «Татнефть». Есть среди спонсоров и фирма, выпускающая Mercedes, известно, что Сергей Рахманинов предпочитал такую марку машин.

Книга «Шаляпин-сказочник» посвящена Федору Шаляпину и его домочадцам, как известно, у Шаляпина было 11 детей своих и приемных. Все члены семьи между собой весело общались и придумывали разные истории. Этому семейному фольклору и посвящена книга, ставшая в 2008 году на одном из конкурсов лучшей книгой года.

Из более новых изданий казанцам были показаны книги о Рахманинове и опять-таки о Шаляпине. Книга о Рахманинове рассказывает о дачных пристрастиях композитора, то есть о его пребывании в собственном имении в Тамбовской губернии, имении родственников и на вилле «Сенар» в Швейцарии.



Книга о Шаляпине берет начало от проекта о частных операх, которым также занимался Пронин. Однажды он решил собрать все телеграммы, которые присылал Федор Иванович близким из поездок, и получился весьма внушительный сборник. Шаляпин посылал подробные телеграммы из отелей, с палуб пароходов, была раньше такая практика. Пронин решил сделать для книги подарочную упаковку. Издание укладывается в специальную коробку, напоминающую коробку от сигар.



«ЭТО ЛУЧШИЙ ИНСТРУМЕНТ В МИРЕ»

Перед концертом герои вечера Мацуев и Александр Сладковский немного пообщались с журналистами. На вопрос, почему Мацуев выбрал для ГСО РТ рояль Steinway, который вчера был презентован, пианист ответил: «Потому что это лучший инструмент в мире. У него мощное и насыщенное звучание. Steinway — это король среди роялей».

По мнению Мацуева, рояль будет долгие годы служить оркестру, и это важно, что презентация его проходит в дни фестиваля «Белая сирень», ставшего визитной карточкой оркестра. Как известно, Рахманинов сам был отменным пианистом.

Впрочем, всегда общительный и позитивный Мацуев был немного подавлен. Это понятно — музыканта потряс внезапный уход Святослава Бэлзы, которого он называет своим другом. Исключительно лучшие интернет казино представлены на сайте



«Я в эти дни просто не могу найти себя, завтра будет прощание со Святославом Игоревичем в ЦДЛ, мы летим туда с Александром Сладковским. И сегодняшнее свое выступление я посвящаю памяти Бэлзы. Никто не сможет так вести концерты, как это делал он. И я горжусть, что был его другом», — поделился музыкант.

Но, забегая вперед, можно сказать, что на концерте он был на редкость собран, и, возможно, та печаль, в которой музыкант пребывает в эти дни, придала его игре еще большую проникновенность. Что особенно было заметно в рахманиновском концерте.


ПРАДЕДУШКА И ВНУК

Уже за час до начала концерта возле входа в ГБКЗ им. Сайдашева собралась внушительная толпа, а когда публику впустили в зал, то выяснилось, что ни поставленный дополнительный ряд, ни стулья, ни даже хоры не спасают — мест все равно не хватило. И публика оккупировала проходы возле стен.

Новый рояль стоял на сцене — шоу подъема, которое было обещано накануне, пришлось отменить по техническим причинам — в зале работала группа французского телеканала «Меццо», на сцене было расставлено несколько микрофонов, незаметных публике, и подъем нового рояля из-под сцены оказался невозможным. Впрочем, это не испортило впечатления и настроения ни музыкантам, ни зрителям.

 

После того как под аплодисменты вышел и занял свое место оркестр, на сцене появился ведущий концерта Юлиан Макаров, напомнивший публике о том, что ГСО РТ стремительно поднимается в рейтингах. Затем он пригласил на сцену арт-директора фирмы Steinway Ирину Баринову.

«На вилле «Сенар» у Рахманинова так же стоял Steinway, возможно, это был прадедушка инструмента, который вы видите перед собой. Его изготавливали три года 2 тысячи мастеров, он выполнен так, что ничто не мешает распространению звука», — сообщила арт-директор и передала оркестрантам сертификат на новый рояль.

Затем зал зааплодировал, увидев, как на сцену выходят Мацуев и Сладковский. Когда аплодисменты закончились, Мацуев сел за рояль, взял секундную паузу. И здесь — без оксюморона точно не обойтись — в зале повисла звонкая тишина, которая была разбита первыми звуками рахманиновского концерта. На фестивале в честь великого композитора новый рояль его любимой марки был презентован во время исполнения Первого концерта Сергея Васильевича.

И лирическая стихия этого одного из ранних сочинений Рахманинова, где, несомненно, доминирует солист, буквально затопила зал. Когда отзвучала последняя часть, дирижер и солист обнялись, а зал встал и аплодировал стоя.

Завершилось первое отделение концерта исполнением образца позднего русского романтизма — симфонической поэмы Рахманинова «Остров мертвых». Композитор написал ее под влиянием картины художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых». Страх смерти и жажда жизни — вот основная ее тема. Они словно волнами накатывают на слушателя, чтобы создать эту иллюзию, композитор использовал редкий размер — пять восьмых.

И все эти нюансы, эти метания автора от отчаяния к надежде, от страха перед Танатосом до ликования — «я живу, я дышу, я вижу мир!» — передавала игра оркестра, ведомого дирижером. «Бездна пространства», про которую так любили говорить романтики, открылась перед публикой, начавшей аплодировать только после того, как выдержала паузу от сильного эмоционального впечатления.

Атмосфера мистики, тайны, бунта перед неизбежным сгустилась еще более во втором отделении, когда настало время исполнения одного из самых неоднозначных произведений Чайковского «Манфреда». Вот уж где разверзались бездны человеческой души! Мы слышали раскаты грома и журчание ручья в Альпах, мы кожей чувствовали метания героя. Романтизм Петра Чайковского в этой симфонии, помноженный на романтизм Джорджа Байрона, гипнотизировал.

В финале концерта был весь «джентельменский набор» — цветы, овации, крики «браво». Все это было честно заслужено и дирижером, и оркестром, и, конечно, прекрасным пианистом Мацуевым.

Сразу же после окончания концерта Сладковский и Мацуев поспешили в аэропорт и улетели в Москву — проститься с другом, удивительным человеком Святославом Бэлзой. Как вспомнил вчера Сладковский, четыре года назад в эти дни именно Святослав Игоревич открывал первый фестиваль «Белая сирень». Маэстро вернется сегодня к финальному концерту фестиваля.

Татьяна Мамаева
фото: Сергей Елагин
видео: Сергей Елагин

 


« назад