Хибла Герзмава пригласила москвичей на Реквием Верди
Москвичам трудно жаловаться на отсутствие событий в музыкальной жизни, но и в этой череде случаются «жемчужины», безусловно выделяющиеся на и без того насыщенном фоне.
В этом сезоне москвичам повезло особо – знаменитая оперная дива Хибла Герзмава впервые проводит свой фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» на московских площадках, а не в Абхазии, как это было всегда с 2001 года, года основания фестиваля. Теперь меломаны столицы в полной мере получили возможность насладиться не только божественным голосом «златоокой» певицы, но и голосами лучших оперных сил России, которых неутомимая Хибла привлекла в свой проект.
Герзмава – певица выдающаяся, и требования, предъявляемые ею к программам своих фестивалей, всегда были высоки. Московский не стал исключением – в феврале с успехом прошел первый концерт фестиваля «Опера. Джаз. Блюз», в котором Хибла блистательно исполняла джазовые импровизации на сцене родного Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко вместе с джазовым оркестром театра, а 18 марта второй концерт фестиваля принимал Большой зал Московской консерватории.
В этом нет ничего удивительного – в консерватории Хибле, своей выпускнице, всегда рады, и сама Московская консерватория, наряду с Благотворительным фондом Хиблы Герзмава и МАМТом им.Станиславского и Немировича-Данченко, является организатором фестиваля. Реквием Верди, посвященный памяти композитора Джоакино Россини и поэта Алессандро Мандзони, исполняется достаточно часто во всем мире, и Россия не является исключением. В редком сезоне москвичи лишены возможности насладиться этим удивительным творением великого мастера оперы. Правда, далеко не всегда это наслаждение является полным, тем интереснее было услышать, что получится у Хиблы и ее друзей.
Состав исполнителей подобрался крепким. Хоровую нагрузку приняла на себя Государственная академическая хоровая капелла им.А.А.Юрлова, оркестровую – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, за дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский. Солировали в этот вечер меццо-сопрано Елена Манистина из Большого театра, солист Мариинского театра тенор Евгений Акимов, бас Михаил Казаков, представляющий также Большой театр, и сама Хибла Герзмава.
Большой зал с трудом вместил всех желающих – событие вызвало нешуточный ажиотаж. По традиции, концерт вел Святослав Бэлза. Вступительное слово Бэлзы оказалось коротким, но проникновенным. Рассказав про фестиваль, немного про самого Верди и историю создания Реквиема, Бэлза дал возможность показать свое мастерство исполнителям, участвующим в концерте. Забегая вперед, можно сказать, что исполнители не подвели. Впрочем, оркестр Татарстана уже завоевал высокую репутацию в музыкальных кругах и на этот раз подтвердил ее просто блестяще. Великолепное, мягкое звучание оркестра органично взаимодействовало с не менее прекрасным пением хора, и в этом немалая заслуга маэстро Александра Сладковского.
Яркий, харизматичный, умный и чувствующий дирижер встречается не часто. Но к Александру Сладковскому все вышеперечисленное можно отнести с полным правом. «Реквием» он отработал на одном дыхании, мощно, чисто, полетно, с выверенным движением и звуком в каждую секунду исполнения. Высочайший уровень взаимодействия с солистами, оркестром и хором! Временами казалось, что Александр дирижирует мимикой лица и взглядом, как Бернстайн…Редкий случай – но никаких провалов в работе оркестра и хора заметить не удалось.
Собственно, то же самое можно сказать о солистах, причем в превосходной степени. Елена Манистина пела легко, открыто, щедро показывая и прекрасный голос, и отличное им владение. Тенор из Мариинского театра Евгений Акимов вел свою партию мастерски и филигранно, а бас Михаил Казаков и вовсе заставлял зал порой замирать, затаив дыхание.
Сама же Хибла давно уже не опускается ниже заданной себе когда-то высочайшей профессиональной планки, и каждая ее встреча с публикой – истинное наслаждение для зрителей. Слушая проникновенный, божественный голос Хиблы, словно растворяешься в потоке ясных прозрачных звуков, воспаряя вверх, в небеса, к духовной чистоте… И этот мартовский вечер не стал исключением. Закономерным итогом такого сочетания талантов и мастеров стало то, что зал консерватории, набитый под завязку, слушал Реквием, даже боясь пошевелиться. Редкостное единение! А окончание произведения публика встретила бурной овацией и морем цветов.
Среди выходивших можно было услышать мнение, что это лучшее исполнение Реквиема за последние годы. Не беремся судить, так ли это, но об одном можно сказать с полной уверенностью – 18 марта в Большом зале консерватории Москва стала свидетелем музыкального события мирового уровня - если судить по смысловой и духовной наполненности концерта, по звучанию, по уровню исполнителей…по тому, что остается после – когда выходишь из зала, наполненный, как чаша, до краев этим удивительным ощущением легкости и необъяснимого счастья. Спасибо Хибле, спасибо участникам и организаторам.
А 29 апреля, снова в Большом зале Московской консерватории, пройдет заключительный концерт фестиваля – «Viva l'Opera». Надеемся, что нас ждет событие такого же уровня.
Ирина ШЫМЧАК
Автор фото Олег Черноус
« назад