Сабантуй в 3D

18 февраля 2013

Сабантуй в 3D

Евгения Кривицкая (Москва) – музыковед, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор московской консерватории, концертирующая органистка, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь».



Шквал самых разнообразных эмоций вызывает «Антология музыки композиторов Республики Татарстан» – уникальный проект ГСО РТ и Александра Сладковского. Эпический размах замысла – альбом из трех (!) дисков – под стать национальному духу произведений, и неважно, создавались они 70 лет назад или вчера. Колоссальная внутренняя энергетика, степная вольность чувств, восточное буйство красок – все это пронизывает каждый такт, каждый звук этих партитур. 
Хотя профессиональная композиторская школа республики Татарстан довольно молода и ведет отсчет с советских времен, все же произвести отбор было непросто. Думается, что Александру Сладковскому удалось учесть все важные аспект этой репрезентативной акции, показав и тесную связь российских и татарских музыкантов, и заметную эволюцию, которую претерпела музыкальная культура республики в течение прошлого столетия. С другой стороны сам жанр антологии – дословно с древнегреческого «собрание цветов, цветник» – предполагает селекцию и отбор самых оригинальных и качественных по выполнению образцов. 
Только на поверхностный взгляд могут показаться одинаковыми сочинения, представленные на первом диске. Обращение к великому прошлому, к легендарным сюжетам дает богатую пищу для воображения авторам и вызывает самый широкий спектр ассоциаций у слушателя. У Фасиля Ахметова в первой части «Казанской симфонии» завораживает наступательная мощь и тревожная пульсация ритмов. Уже первые фанфарные возгласы труб, насыщенная обертонами игра струнных показывает высокий исполнительский класс оркестра. 
История жизни Мусы Джалиля, поэта, погибшего в Великой Отечественной войне, привлекла Алмаза Монасыпова не только героикой подвига, но и скорбной лирикой. 
Поразительно богатство психологических оттенков этой музыки, от рахманиновской исповедальности до благородной скорби в финале, вызывающей щемящую боль. 
Остаются в памяти аристократический тон первой скрипки, стройная прозрачность хорала деревянных духовых, сольные реплики гобоя – инструмента, кажется, особенно чтимого татарскими классиками. 
Фарид Яруллин вошел в историю музыки, как автор первого татарского балета «Шурале», поставленного некогда прославленным Леонидом Якобсоном. Яростный «Танец огненной ведьмы и шайтана» создает великолепную контрастную пару к «Свадебному танцу» – мягкому, окрашенному в нежные пастельные тона. Твердая рука дирижера Сладковского не дает ускользнуть слушательскому вниманию, четко выстраивая форму. 
Назиб Жиганов, человек, заложивший фундамент музыкальной инфраструктуры Казани: консерватория, спецшкола, союз композиторов, даже оперный театр – все эти институции до сих пор жизнеспособны и отлично функционируют, чтя память основателя. Его симфония «Сабантуй» демонстрирует, как к концу 1960-х были усвоены традиции отечественного симфонизма и классико-романтических образцов. Фактически за 40 лет был пройден двухвековой исторический отрезок, создав почву для дальнейшего рывка к современным техникам и стилям. Праздничное возбуждение, поэтика восточного пейзажа, погружение в нирвану, полетная скерцозного финала – все это преподнесено ГСО РТ с непринужденной уверенностью и блеском всех оркестровых групп. 
В увертюре-фантазии Александра Миргородского звучит великолепный голос казанского органа. Благодаря искусству звукорежиссера Филиппа Ниделя, виртуозные пассажи в исполнении Рубина Абдуллина не теряются в оркестровой толще, а заключительный монолог внушает благоговение перед мощью «короля инструментов». 
Миргородский использовал в увертюре песни Салиха Сайдашева, и это перекидывает мостик к финальному сочинению диска. 
«Марш Красной армии» Сайдашева порадовал искрящейся элегантностью и отсутствием топорной метричности, с какой многие столичные коллективы исполняют подобные сочинения. У Сладковского эта пьеса воскрешает дух Вены, Иоганна Штрауса, и разлетающиеся, словно «брызги шампанского», мелодии Сайдашева эффектно завершают первую часть Антологии. 
Упомянутый Филипп Нидель, представляющий немецкую звукозаписывающую студию b-sharp безусловно волшебник в своей профессии. В каждый момент ощущаешь объемность и стереофоничность звучания: ухо легко вычленяет все слои оркестровой фактуры, но при этом сольные тембры сохраняют присущую им индивидуальность. Иногда ощущение схоже с просмотром фильма в 3 D, настолько тонко выстроен баланс и прочерчен фон. 
Второй диск посвящен творчеству женщин-композиторов республики Татарстан. Вероятно из присущей галантности, в буклете принципиально не указаны годы жизни всех композиторов. Все-таки некоторые имена знакомы понаслышке, и хотелось бы более точной навигации. Приятно, что творчество прекрасных дам стоит вровень с коллегами сильного пола. Абсолютное владение секретами оркестровки, отсутствие сентиментальности и богатая фантазия присущи всем четверым героиням без исключения. Резеду Ахиярову образ популярного национального поэта Габдуллы Тукая волнует уже на протяжении нескольких десятилетий. Недавно Резеда была удостоена Госпремии РТ за оперу «Любовь поэта», посвященную Тукаю. Благодаря Александру Сладковскому мы можем оглянуться и оценить ее подступы к теме: симфоническая поэма «Мой нежный саз» также навеяна творчеством татарского стихотворца. 
Три других опуса репрезентируют сочинения уже XXI века. Новые поколения в лице Магсуды Шамсутдиновой, Зульфии Рауповой, Елены Анисимовой не увлекаются течениями авангарда, предпочитая опору на фольклор. Богатырской эпикой дышит «Чингизхан» Шамсутдиновой, японским колоритом окрашен «Золотой храм» Рауповой, удмуртские напевы вкраплены в фантазию «Шудон гур» Анисимовой. 
Наконец, третья часть проекта – портреты нынешних корифеев татарской школы. Анатолий Луппов представлен «Татарским каприччио» – эффектной оркестровой токкатой, где национальные черты проступают то в стилизованной под народные тембры инструментовке, то в прихотливых ладовых комбинациях. «Рапсодия» Рината Еникеева – роскошный «путеводитель по оркестру». Тут есть, кажется все: и импрессионистическая дымка, и жесткие урбанистические диссонансы, и волшебство, и реализм – словно саундтрек к приключенческому фильму. 
Шамиль Тимербулатов представлен в антологии симфонией №5. И хотя у «войны не женское лицо», но в симфонии убедительно раскрывается образ «Женского лика победы» и в хрустально-хрупкой мелодии у вибрафона, колокольчиков и арфы, и в мощных тутти. 
«Симфонические фрески» Рашида Калимуллина, председателя Союза композиторов РТ, слушаются как увлекательный роман. Пейзажные зарисовки сметаются драматическими всплесками, горестный монолог – яростным натиском. Оркестр моментально переключается из одной сферы в другую, идеально передавая тончайшие смены настроения. Игровой автомат Aces And Faces онлайн бесплатно в казино вулкан  
«Визитной карточкой» ГСО РТ назвал Александр Сладковский «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Блестящая оркестровая пьеса, где в экстатических соло заходятся ударные, ставит большой восклицательный знак в конце антологии. 
Прослушав альбом, еще раз убеждаешься: оркестровое письмо татарских композиторов изысканно и требует сверхкачества, настоящего мастерства духовых, особенно медной группы, всей палитры нюансов у струнных. За три года работы с Александром Сладковским оркестр не просто подтянулся и дисциплинировался: выработались художественные критерии, повысилась самоотдача музыкантов, класс игры сопоставим с европейским. Записи демонстрируют эти системные изменения явственно и точно. 
Антология татарской музыки вышла на лейблах Sony Music и RCA Red Seal – Sony Masterworks, и можно с удовлетворением констатировать: Президент республики Татарстан Рустам Минниханов не зря поддержал этот не имеющий в мире аналогов проект – продукт получился достойным мировых брендов.

« назад