Прикосновение к сакральному
Реквием Верди продолжил абонемент ГСО РТ в Большом зале Московской консерватории
Непостижима сакральная любовь российских меломанов к творчеству великого Верди. Никакой снегопад не смог остановить публику, шедшую в консерваторию на концерт ГСО Республики Татарстан под «предводительством» Александра Сладковского. Третий вечер персонального цикла можно рассматривать как «пик» всего российско-татарстанского музыкального проекта. И в том, что в нем звучал именно Реквием Верди, есть нечто символическое. В некотором роде, это «игра на выживание» и для дирижера, и для солистов, и для хора, и для оркестра.
В 1869 году Верди написал «Libera me» – доставшуюся ему по жребию часть Реквиема памяти Россини, который создавался, по замыслу самого Верди, коллективными усилиями «наиболее уважаемых итальянских композиторов». Реквием должен был быть исполнен только один раз в годовщину смерти Россини и больше не исполняться никогда. Но «траурная премьера» не состоялась… 22 мая 1873 года не стало Алессандро Мандзони, которого Верди считал не только великим писателем, но «образцом добродетели и патриотизма», «святым человеком», «своим духовным отцом». Тяжелая утрата стала толчком для создания Верди собственного Реквиема с включением в него уже готовой «Libera me». В 1874 году труд был завершен и стал без преувеличения вершиной творчества итальянского мастера. После него Верди долгое время не писал вообще ничего. Слишком дорого дается прикосновение к сакральному…
И пусть часто приходится читать и слышать, что Реквием Верди – произведение более светское, чем духовное, позволим себе считать такой подход непростительным упрощением Реквием Верди – это бетховенское слияние человеческого и божественного начал, а значит, творение надмирное в рамках канонического духовного жанра.
В вердиевской партитуре хор – несущая конструкция. Маэстро Сладковский пригласил двух постоянных творческих партнеров – Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова (художественный руководитель – Евгений Волков) и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича. При том, что каждый из них обладает собственным «творческим почерком», ныне оба хора «в унисон» продемонстрировали свои лучшие качества изумительную ровность голосоведения, чистоту интонации, великолепное владение динамическими красками. И то правда – полетные вздохи pianissimo и интонационно безупречные fortissimi в таком стоголовом коллективе дорогого стоят!
Сквозь всю партитуру проходит лейтмотив Dies irae («День гнева»), то и дело взывающий поминальные молитвы. У Сладковского он звучал по-настоящему страшно - мощнейшим «адским» tutti оркестра и хора.
Реквием Верди – произведение, требующее от солистов мастерства и вокальной мощи, не меньшей, чем, например, вагнеровские музыкальные драмы. Для исполнения в Москве маэстро пригласил певцов мирового уровня. Солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук (меццо-сопрано) с первых нот покорила публику красотой, силой и мощью своего глубокого, страстного, обволакивающего голоса с контральтовым, буквально «басовым» низким регистром и в то же время легким полетным «ангельским» верхом. Тончайшая нюансировка, искренность и «прожитость» образа делали ее исполнение практически эталонным.
Коллега Семенчук по театру, тенор Ованес Айвазян обладает удивительно нежным лирическим тембром. Казалось, его голос трепетно звучит под необозримыми сводами готического собора, откуда нисходит божественное благословение.
Бас Дмитрия Ульянова – солиста Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко – отличает ровность, плавность голосоведения, наполненность звука и редкая для басов нежность тихих красок. «Спокойное мастерство» – так можно охарактеризовать исполнительскую манеру певца, прекрасно чувствующего – даже у мелодиста Верди – разницу между оперным и духовно-ораториальным жанром.
Солистка Новосибирского театра оперы и балета, приглашенная солистка Большого и Мариинского театров сопрано Вероника Джиоева, напротив, отличалась драматизмом тембра с мягким и воздушным верхним регистром. Достоинства певицы раскрывались постепенно. Наиболее полно красоту и возможности своего голоса, продуманность и прочувствованность нюансировки Джиоева раскрыла, пожалуй, в одной из самых ярких страниц сопранового репертуара – в финале-апофеозе Реквиема, «Libera me».
Только одной лишь этой части уже было бы достаточно, чтобы творение Верди оказалось среди вершин мирового музыкального искусства. Хвала Всевышнему, не допустившему, чтобы эта музыка, будучи исполненной лишь раз «во имя Россини», оказалась навек похороненной в архивах!
Дирижеру удалось достичь максимального, можно сказать, идеального ансамбля всех исполнителей. Казалось, что это единый организм, единое дыхание. Дыхание вечности!
Самой красноречивой реакцией слушателей было гробовое молчание, воцарившееся в зале с затухающим «последним вздохом» молитвенного сопранового речитатива. Молчание долгое и вдруг внезапно взорвавшееся бурными овациями, гулом и криками «браво!» Жаль, что не в нашей традиции употреблять это слово на итальянский манер в превосходной степени – «брависсимо!»
... Существует мнение ряда авторитетных музыковедов, что Реквием – самое великое произведение Верди, даже более великое, чем его оперы (если сравнения в данном случае вообще допустимы). Но сам Верди признавал своим самым великим произведением дом в Милане, который он построил для неимущих престарелых музыкантов. Так мог считать лишь тот человек, который не только прикоснулся, но и глубоко проник в тайны сакрального.
Четвертый концерт абонемента ГСО РТ будет посвящен младшему современнику Верди – Густаву Малеру. 18 мая в БЗК прозвучит его последнее завершенное сочинение – Девятая симфония.
Мария Залесская
Источник httpmus-mag.rumz-txt2018-02r-rekviem.htm
« назад