Рахлинские сезоны

27 апреля 2018
Звезда Поволжья

Рахлинские сезоны

17 апреля в ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел четвертый концерт VIII Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Концерт транслировался в прямом эфире на канале «Медичи». Дирижер - художественный руководитель фестиваля Александр Сладковский.



В первом отделении - Эдвард Элгар, Торжественный и церемониальный марш №1 ре мажор. Звук у ГСО РТ «амплитудный » - т.е. заполняющий своей широтой. Идея о триумфальности, уверенности, идущей изнутри, величии человеческого духа. Просветительская миссия продолжается, хотя звучание у оркестра постепенно меняется, оно сейчас - будто в поиске новых высот.

Далее - Эдвард Элгар, Концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 85. Солист Даниэль Мюллер- Шотт (Германия, артист с мировыми именем и географией гастролей, известен переложением концертов и пьес для скрипки, флейты на виолончель, лауреат юношеского конкурса им. Чайковского в 15 лет). Виолончель была выбрана инструментом 2018 года. Стиль солиста в этом произведении - современный, это не классическая виолончель, это западный глобализм, имеющий корни на идее примирения западной трудовой этики и восточной энергетики. Протестантская отточенность, трудоголизм разбавлены лиризмом, раннехристианским, иудейским, выражаясь в переливчатом, с мелизмами, поющем тоне. Оркестр оппонировал в стиле английской баллады, грациозном королевском величии (композитор - британец), даже самомнении, традиционном, аристократическом. Виолончель вела повествование в американском стиле, даже в колкой, витиеватой второй части. Идея - глобализм, шедевры искусства как объединяющая сила, «Красота спасет мир».

Написано произведение больше по-современному, по канонам победившего американского протестантизма. Учитывая, что оркестр представлял англо-саксонскую цивилизацию, образовался современный цивилизационный синтез расчетливой, математически точной, даже цифровой музыки. С точки зрения академизма в западной традиции Мюллер-Шотт - уникальный, одаренный. Внося в текст ближневосточной мелизматики, но оставаясь в эффективном прочтении, он разводит для российского слушателя Запад (в котором мало территории, отсюда - дисциплина, умение чтить границы, закон, личная ответственность и личное пространство) и Россию, в которой - просторы, отсюда отсутствие трудовой этики, кроме сплоченных групп (большая территория - много работы - делать надо быстро, все надо успеть, качество тогда не так важно; в западной же культуре темп ускорился после идеи глобализации, когда весь мир - рабочее пространство). В России - широта души, артисту надо показать всего себя, на Западе - эффективность и отлаженность своей партии.

Он наталкивает на осмысление протестантизма. Противостояние двух миров - нового технического американского, выросшего из англо-саксонского и немецкого, и древнего иудейского, собственно, диалектическим отрицанием которого христианство и явилось. И обратно - одаренность иудеев кроется в трудолюбии, упорстве, интеллекте, отсюда протестантизм, как ступень отрицания католичества, вылился в поиск силы иудейской трудовой этики на почве католического богословия. У Мюллера-Шотта - протестантизм эффективности, минимум усилий для достижения максимума результата, в этом интерес к его трактовкам. Поразительная точность воплощения западного мировоззрения.

Во втором отделении - Антонин Дворжак, Симфония №7. Первое исполнение в Казани. Интересна она тем, что текст рождался в условиях конфликта культур, чешской, национальную гордость за которую испытывал композитор, и австрийско- немецкой, доминирующей в то время в симфоническом мире. У ГСО РТ получилось больше персонифицировать симфонию, отразив внутренние терзания автора. «Буря» - так можно охарактеризовать первую часть. Произведение явно о трагичности этого мира, говорят, что в момент написания Дворжак был счастлив тем, что его оперы имели успех в Чехии, однако бурно переживал, что их не ставят в Вене. Сам композитор хотел, чтобы симфония взволновала мир, отсюда такие средства выражения - частые повторы у струнных с нарастанием громкости, акцентированные сильные доли, «завороты» флейты. Маятникообразное колебание настроения с красивыми устрашающими созвучиями флейты и струнных и фрагментарными вставками, будто не к месту нарушающих общее движение тем. Особенно это касается триумфальных моментов - у струнных и медно-духовых. Общее ощущение покачивания на волнах, причем темп сохраняется непрерывно, даже на вставках флейт, будто скрипящих.

Неспокойная Чехия, гусизм, национальное возрождение, терзания автора по поводу судьбы родины - все находит воплощение в поиске своего места чешской души, как чешской симфонической музыки - на просторах Европы. Критики уверяли Дворжака, что оперу с чешским сюжетом в Европе слушать не будут. Трагедия же в том, что автор лично видел прибытие зрителей в Прагу на спектакли Национального театра. Видимо, от этого сформировалось расхождение в душе Дворжака, что земной мир правит репертуаром, материализм - звуками, именно не волнами, а идеальным полотном. Во-вторых, вероятно, это диссонанс - вот она, возможность поддержать чешское самоопределение в мировом культурном плане, и одновременно невозможность осуществить это на практике, в Вене.

Вторая часть - отрицание первой, однако тоже трагичная. Переложение бури внутрь, в душевное. Примечательно, что композитор писал об этой части «Мой девиз есть и будет «Бог, Любовь, Родина!», и здесь как будто он обращается к накоплению потенциала в виде молитвы, рефлексии. Однако бунтарские фрагментарные вставки струнных и прогрессия скрипок повествует о неразрывном присутствии духа наряду с божественной частью в человеке. Трагедия в музыке проходит внутрь человека, сбалансировать эти две части - манифестация произведения. Третья часть знаменует снова пробуждение от времени молитвы, по традиции, синтезируя первую и вторую - качание лодки на волнах продолжается, однако с более мягким содержанием. Идет разграничение внешнего и внутреннего миров, где деятельность, а где вера и Абсолют Божественного. Маршеподобная, она показывает роль правильного мировоззрения в обретении пассионарности. Применение идеи Бога как энергии в человеке завершает произведение.

Надо отдать должное репертуару фестиваля в этом году, сильная подборка произведений, есть разнообразие мировых культур, наличествует отражение мировоззренческихп ластов. Симфония №7 - актуальное произведение для современной России, для культур всех его народов, включая татарский и русский. Музыка побуждает учиться у других, пусть трактовку идей из звуков многие сочтут фантазией, домыслами за композитора, однако полотно знаменует движение чувств, движение души, что является продуцентом для уже последующего оформления этой неведомой пока человечеству энергии в список идей и теорий. Музыка есть отражение, послание, наряду с, безусловно, красиво составленным многообразием звуков.

Руслан АХМЕТОВ.

На снимке Даниэль Мюллер-Шотт.


« назад