Оркестр Татарстана стал капеллой «Медичи» и голосом «Орфея»

23 апреля 2018
Музыкальные сезоны

Оркестр Татарстана стал капеллой «Медичи» и голосом «Орфея»

Люка Дебарг и Александр Сладковский довели до кипения градус «Рахлинских сезонов» 20 апреля в Казани завершился традиционный VIII международный фестиваль «Рахлинские сезоны». Праздник принес встречи с мастерами мирового класса, с яркой музыкантской молодежью, укрепил статус Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан как коллектива больших творческих возможностей, одного из самых динамично развивающихся оркестров России.



Фестиваль, носящий имя одного из основателей и первого главного дирижера ГСО РТ Натана Рахлина, в нынешнем году представил, по рассказам очевидцев, множество ярких художественных событий. Это и исполнение оркестром под управлением своего лидера Александра Сладковского Восьмой симфонии Шостаковича – самой, пожалуй, грандиозной и сложной партитуры главного русского (а наверное, и мирового) симфониста ХХ века. И выступления тонкого мастера фортепиано Павла Нерсесяна, его молодого, но тоже уже имеющего блестящую карьеру коллеги Лукаса Генюшаса в концертах Моцарта и Пуленка. И уверенная игра скрипача Сергея Крылова (Концерт Чайковского), немецкого виолончелиста Даниэля Мюллер-Шотта (Концерт Элгара). И знакомство с дирижерским искусством китайца из Австралии Кристофера Чена, нашего Константина Чудовского, в последние годы развивающегося как оперный дирижер на различных зарубежных сценах. И казанский дебют 12-летнего виртуоза Дмитрия Ишханова со Вторым фортепианным концертом Бетховена.

Особым событием стало первое в Татарстане исполнение Седьмой симфонии Дворжака – и одновременно первая для коллектива Сладковского прямая трансляция на международном интернет-канале Medici.tv. Это – своего рода знак вхождения в высшую лигу музыкального исполнительства.

Автору этих строк повезло попасть на заключительный концерт смотра, как всегда, проходившего в Государственном концертном зале имени Сайдашева. Атмосферу этого вечера я бы передал словом, которое в последнее время истрепалось от обилия дутых сенсаций ажиотаж. Слишком часто мы сталкиваемся с пустой шумихой вокруг искусственно разогретых имен. Но когда ажиотаж связан с выступлением подлинных звезд, это не может не радовать, напоминая о том, что даже в наш век высоких технологий замены живому общению с артистом нет. Кстати, этот концертный вечер тоже услышит публика как минимум двух континентов, поскольку его записало радио «Орфей».

Программу начали с «высокой ноты» – выступления французского пианиста Люки Дебарга с Первым концертом Шопена. Кстати, это тоже дебют – до сих пор Люка в Казань не приезжал. Дебарг, полюбившийся российской публике после конкурса Чайковского 2015 года, принадлежит к тем редким личностям, которые своей эмоциональностью и обаянием способны приковать внимание самой широкой аудитории к музыке любой степени рафинированности. Так произошло и на этот раз зал был переполнен, бросалось в глаза обилие молодых лиц. Дебарг подтвердил свою репутацию артиста, ломающего стереотипы. Шопен у него отнюдь не казался изнеженным меланхоликом, каким его любят подавать ординарные исполнители. Наоборот, в звуке рояля с первых нот поразила плотность, даже увесистость – как поражает массивностью крохотный на вид кусочек золота, положенный на ладонь. Притом мелодическая линия впечатляла прямо-таки декламаторской выразительностью, иной раз казалось, ты можешь расслышать за этими музыкальным фразами человеческую речь. Эмоциональная подвижность разгоняла музыкальное действие первой части до неожиданно высоких скоростей в разработочном разделе, чтобы вернуться к изначальному сдержанному, даже чуть замедленному темпу в репризе. Это был Шопен, как бы вспоминающий Бетховена и предвосхищающий Брамса…

Казанская публика с восторгом приняла ансамбль Люки Дебарга и коллектива Александра Сладковского.

Во второй части нам додали той привычной шопеновской нежности, которой, может быть, не хватило в первом аллегро. Временами – зачаровывали хрустальным звоном пассажей-всплесков. Вместе с тем не нарушили общего весомого тона высказывания, который с новой определенностью вернулся в финале. Но тут – тоже не традиционное порхание рук-бабочек по клавиатуре, а полная пружинного задора игра акцентов, иногда даже приобретающая характер веселого гротеска, почти как у Шумана в его самых причудливо ритмованных фантазиях. Такой богатой стилевыми «обертонами» трактовке Шопена можно было простить и некоторую небрежность в донесении проходных пассажей – впрочем, у зрелого Шопена ничего проходного нет, и его фиоритуры – больше, чем фиоритуры. Что ж, и самому талантливому исполнителю всегда есть что пожелать для дальнейшего роста – пожелаем и мы Люке более органичного сочетания исполнительской свободы с уважением к композиторским деталям. Кстати, тот же Концерт Шопена он должен исполнять в понедельник 23 апреля в Москве с оркестром Михаила Плетнева;

А насколько тонкий стилист Дебарг, можно было судить по бисам. Их серию открыла трогательная «Ностальгия» Милоша Магина (которого можно назвать Шопеном ХХ века – он тоже начал карьеру и жизнь в Польше, а закончил во Франции), продолжила благородно-изящная Четвертая баркарола Габриэля Форе (развивавшего шопеновские фортепианные традиции), а закончила полная гармонических парадоксов и прозрений на века Ре мажорная соната Скарлатти с фантастическим номером 491 (всего их у гениального итальянского мастера, которого уже сам Шопен числил среди своих вдохновителей, более 500).

После этой камерной паузы вступил в полные права оркестр. Сыграли, с участием московской гостьи Евгении Кривицкой, Третью симфонию Сен-Санса для органа с оркестром. Произведение не новое для Казани, но и заигранным его никак не назовешь – во всяком случае, Александр Сладковский утверждает, что с ним эта музыка здесь не звучала.

В Концерте Шопена оркестр по естественным причинам сдерживал свою мощь, бережно обволакивая звук солиста, «подпевая» ему чудесным валторновым (побочная тема первой части), или фаготовым (вторая часть), или каким-либо еще голосом. Иногда, признаюсь, даже хотелось чуть добавить звуковой яркости, повернуть воображаемую ручку «высокие частоты» (помните, была такая на старых радиоприемниках) вправо… Here you can see the list of Russian sexy girls live who show their naked bodies and masturbate for you online! Click on the thumb to watch live video for free. Enjoy! All girls (not only Russian).

Зато в партитуре Сен-Санса коллективу пришлось сдать настоящий экзамен на самый широкий спектр своих возможностей. Это произведение можно назвать энциклопедией полифонических приемов – фугато, контрапункты, хоральные вариации… И все это помножено на необычность формы – аллегро в характере романтической баллады сменяется патетикой органных возгласов, а то и призрачными рояльными переборами, будто на воображение композитора набегают воспоминания о пяти его фортепианных концертах, затем самые разные краски обобщаются в насыщенном контрастными сопоставлениями финале. Главная трудность для исполнителя здесь – пронести сквозь частокол «профессорских» композиционных премудростей живую эмоцию. с нашими лучшими онлайн казино httpcasino-guru.ruluchshie-online-casino можно выиграть прямо сейчас. Регистрация бесплатно Эта опасность не выдуманная, ее ощущал сам Сен-Санс, что отражено в его известных словах, сказанных по поводу музыки Бизе «Мы преследовали разные цели — он искал прежде всего страсть и жизнь, а я гонялся за химерой чистоты стиля и совершенством формы». Слова эти вспомнились рецензенту казанского концерта, вжимаемому в кресло все нараставшим пафосом оркестровых тутти и органных хоралов. Мелькнула даже мысль если б в Париже была своя Красная площадь, то это сочинение могло бы прозвучать там под гром пушечного салюта, как у нас, случается, исполняют по парадным случаям увертюру Чайковского «1812 год». Но если у Петра Ильича это сжатая композиция с ярчайшими темами и снайперски выверенной формой, то Сен-Санс предъявляет нам изрядно растянутое, крайне многонотное, однако не блещущее тематическим богатством звуковое полотно, скорее напоминающее профессорскую лекцию-презентацию насчет существующих в мире оркестровых фактур, чем вдохновенную композиторскую исповедь.

Тем не менее и презентацию можно сделать интересной. Разве мощь тех самых тутти не действует на аудиторию так же магнетически, как монументальность плакатов-диаграмм во время научного выступления А идеальность линий – например, потрясающее по насыщенности пиано (именно пиано, но его плотность превзойдет многие форте) унисона, играемого всеми, кроме контрабасов, струнными во второй части А экзотика столь любимых Сен-Сансом тембровых микстов, вроде валторново-кларнетового продолжения этой же темы Все это оркестр Александра Сладковского доносит до публики с блеском, принесшим ему в итоге заслуженную овацию.

Вы думали, после такой работы у музыкантов наступила полоса отдыха Отнюдь. Как рассказал мне Сладковский, в мае у коллектива серия из трех московских концертов, в том числе знакомство столичной публики с интерпретацией казанцами грандиозной Шестой симфонии Малера и участие в фестивале обновленного Союза композиторов России с новейшей музыкой нашей страны. Еще – два концерта в клинской усадьбе-музее Чайковского, VIII фестиваль «Белая сирень», включенный в культурную программу Чемпионата мира по футболу, фестиваль Дениса Мацуева «Крещендо», гастроли во Франции… Это все – еще в нынешнем сезоне! Вдаваться в подробности следующего концертного года маэстро не стал – точнее, я пожалел его, мокрого от пота после финала «Рахлинских». Только «выжал» признание про хрустальную мечту – записать к 2020 году всего симфонического Чайковского. Как он выразился – «сдохну, а сделаю!».

Фото автора

Казань – Москва

Сергей Бирюков

Источник httpsmusicseasons.orgorkestr-tatarstana-stal-kapelloj-medichi-i-golosom-orfeya


« назад