От малера до Мундиаля

28 мая 2018
Газета Культура

От малера до Мундиаля

Государственный оркестр Республики Татарстан под руководством главного дирижера народного артиста России Александра Сладковского завершил персональный абонемент в Большом зале Московской консерватории Шестой симфонией Густава Малера, самым трагическим, неоднозначным и редко исполняемым произведением прославленного композитора. Один из друзей именитого австрийца утверждал, что в симфонии «передана драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе».



Первые три части полны предчувствия катастрофы и готовят грандиозный финал, где все буквально превращается в пепел. Видимо, поэтому Шестую симфонию принято называть «Трагической», хотя автор и не давал ей такого заголовка, однако, по утверждению дирижера Бруно Вальтера, так именовал ее в кругу друзей. «Малер писал о том, что жизнь страшна, и этот океан в два счета может тебя утопить,?— ?отмечает Александр Сладковский.?— ?И, конечно, торжество — ?как я это слышу — ?твоей личности в том, что ты способен найти в себе силы удержаться на волне». Полуторачасовое произведение и правда довольно тяжело для восприятия, особенно если слушатель не подготовлен. Однако нельзя забывать, что Сладковский любит размах, завышенные стандарты. Благодаря им оркестр растет, преодолевая трудности. «Шестая симфония — ?одно из самых масштабных сочинений, которые не всем оркестрам в принципе по силам,?— ?подчеркивает Александр Сладковский.?— ?Я надеюсь, что мы сейчас достигли такого состояния нашей творческой формы, что именно это сочинение нас выносит на еще более высокий уровень». На сей раз музыканты обращались с Малером как со «старым знакомым», общались с ним без переводчика — ?бегло и свободно, и оркестр звучал превосходно.

В Шестой перед дирижером стоит дилемма, какую редакцию выбрать разница в порядке последовательности частей, а значит, в концепции симфонии. Маэстро выбрал ранний вариант, где после первой, мятущейся в страстях и поисках истины части, слушателю дается передышка, возможность воспарить под прекрасную музыку медленного анданте. Но мир страшного и безобразного возвращается в гротесковом скерцо, с его дразнящими синкопами, насмешливыми форшлагами и неожиданными сменами настроения. Последнее сражение между добром и злом разворачивается в финале. В симфонии нет позитивного перелома мы становимся свидетелями, как энергия и силы постепенно иссякают, и композитор ставит горестную точку, не видя «света в конце тоннеля». Когда отзвучали последние аккорды, зал еще несколько секунд молчал, подавленный величием трагедии, и затем взорвался аплодисментами.

Успех персонального абонемента не остался незамеченным, и Московская филармония предложила ГСО РТ в новом сезоне проводить концерты под ее флагом. Запланированы «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Дон Кихот» Рихарда Штрауса с солистом Марио Брунелло (виолончель), Девятая симфония Брукнера.

Но это осенью. Пока же, с 2 июня по 7 июля оркестр проведет традиционный, уже восьмой, фестиваль «Белая сирень». На сей раз смотр состоится в рамках культурной программы чемпионата мира по футболу. В Казани выступят Денис Мацуев, Полина Осетинская, юные пианисты — ?лауреаты конкурса Grand Piano Competition. На вопрос, за кого будет болеть Александр Сладковский, дирижер отшутился «Я спокойно отношусь к футболу. Обычно, когда я играю в команде с Денисом Мацуевым, то стою в защите и говорю по телефону. Из меня футболист никакой. Но собираюсь болеть за Станислава Черчесова, он замечательный человек, мой добрый знакомый. Я желаю ему прорывов и побед, и, конечно, успехов нашей сборной».

Евгения КРИВИЦКАЯ

Источник httpportal-kultura.ruarticlesmusic202971-ot-malera-do-mundialya


« назад