Идеальное взаимопонимание

26 июня 2018
ClassicalMusicNews

Идеальное взаимопонимание

Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» проходит в Казани в восьмой раз. В этом году его проведение приурочили к Чемпионату мира по футболу.



Денис Мацуев и Александр Сладковский


Дирижёр Александр Сладковский вместе с идейным вдохновителем фестиваля Денисом Мацуевым приехали на совместное выступление прямиком со стадиона «Казань-арена», после матча между командами Франции и Австралии.

Программу для концерта выбрали эффектную и сложную Вторую симфонию и Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова и Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина. Эти имена стоят рядом не случайно.

Два современника, Гершвин и Рахманинов – солидные вехи в истории мировой музыки. Оба принадлежали в той или иной степени культуре Соединенных Штатов. Обоим не нашлось места на исторической родине семья Гершвина переехала из Петербурга еще до рождения будущего композитора, а Сергей Васильевич покинул Россию, уже будучи известным пианистом, композитором и дирижером.

Известно, что Рахманинов посвятил Вторую симфонию своему учителю и мастеру полифонии Сергею Танееву. Это произведение стало событием не только для композитора, но и для всего музыкального мира. Рахманинов вернулся к жанру симфонии после двенадцатилетнего перерыва.

Неудачная премьера Первой симфонии сильно подорвала здоровье Сергея Васильевича и его веру в собственные силы и композиторский талант. Да, конечно, ко времени написания Второй Рахманинова знали на всех материках и каждый раз после выступлений неистово рукоплескали, но чаще восхищались им как пианистом и дирижером. Вторая симфония, наряду со Вторым концертом, стали новым витком в творчестве Рахманинова.

Кстати, как раз с исполнения Второй симфонии у Александра Сладковского начался роман с Симфоническим оркестром Татарстана, который перерос в глубокое и взаимное чувство, продолжающееся до сих пор.

Дирижер Сладковский давно стал любимцем казанской публики. Фестиваль «Белая сирень» доказал это еще раз. Зал приветствовал дирижера почти как национального героя – столько горячи и продолжительны были аплодисменты.

Сладковского отличает спокойный уверенный жест, который будет понятен даже слушателю-немузыканту. Оркестр под его руководством звучит слаженно, по-рахманиновски гармонично и в то же время сильно. Но без надрыва. И медная группа, которая во многих коллективах частенько грешит интонационной неточностью, здесь играет убедительно и гладко.

В драматических эпизодах оркестр звучал напряженно и мощно, особенно в начале третьей части. Даже в том стремительном темпе, который взял дирижёр, музыканты играли уверенно и точно. Возникало ощущение, что коллективу по силам и большее – оркестр явно в отличной технической форме. И неслучайно его репертуар постоянно обогащается довольно сложными произведениями.

График концертов, конечно, пока не столь плотный как у, скажем, коллег из Мариинского театра, но по качеству звучания оркестр Татарстана выигрышно отличается от многих других региональных оркестров.

В лирических эпизодах коллектив играет утонченно, изящно, проникновенно, а местами до слез трогательно. Красивейшее кларнетовое соло в медленной части Второй симфонии прозвучало нежно и чисто.

Две рапсодии во втором отделении придали концерту характер импровизационности. Солировал Денис Мацуев, который, кстати, несколько лет назад привозил в Казань самого строгого слушателя сочинений Рахманинова – его внука Александра Борисовича.

То, что Симфонический оркестр Татарстана может звучать на fortissimo сильно и громогласно, даже те, кто никогда не слышал этот коллектив, убедились в первом отделении. Но с появлением солиста всё изменилось вначале музыканты ушли на второй план, дав роялю высказаться в полный голос, а в местах пауз у солиста в очередной раз напомнили, что оркестр – это не аккомпанемент к солисту, а полноправный участник исполнения.

В завершении концерта музыкантам предстояло пройти испытание джазом, исполнив Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина, который в своём творчестве удивительным образом скрестил академическую музыку и джаз.

В Рапсодии нужно балансировать на тонкой и опасной грани с одной стороны, играть свободно, легко, импровизационно, а местами и хулиганисто, но при этом не дать забыть слушателю, что перед ним симфонический оркестр, а не джаз-бэнд.

У казанского оркестра получилось быть одновременно игривыми и серьезными. Прекрасно прозвучали соло на контрабасе (Андрей Иванов) и ударных (Александр Зингер). В паре мест оркестру чуть не хватило гибкости, но в целом, это не испортило общего впечатления.

Годы совместных выступлений Сладковского и Мацуева с Татарским симфоническим дали свои плоды – музыканты давно достигли полнейшего взаимопонимания. Произведения разных стилей в их исполнении звучат ясно, экспрессивно и убедительно. Совместный концерт на фестивале «Белая сирень» в этом году – еще одно тому подтверждение.

Александр Матусевич

Источник httpwww.classicalmusicnews.rureportsmatsuev-sladkovsky-gershvin-2018


« назад