Александр Сладковский беседует с Грегором Тэсси
Последние высоко оцененные записи мелодии Малера и Шостаковича Татарстанского Национального симфонического оркестра имени Сладковского показывают, что это первоклассный ансамбль, который можно сравнить с лучшими российскими оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга.
Это замечательное явление для оркестра из российской глубинки-результат восьмилетней работы с ними Александра Сладковского. Именно его руководство с 2010 года превратилось в их нынешнее положение, а также значительная поддержка со стороны президента Татарстана в приобретении лучших инструментов из Италии и Австрии. Ему также была оказана поддержка в осуществлении всестороннего контроля за делами оркестра, а также в организации гастролей, записи и спонсорстве. В последние годы оркестр гастролировал в Австрии, Германии, Франции и Испании, особенно выступая в Венском Мюзикверейне. У меня была возможность послушать оркестр в рамках фестиваля Белая сирень в июне 2018 года, и, несмотря на раннее впечатление от прослушивания их компакт-дисков, я был чрезвычайно впечатлен репетицией, на которой присутствовал. Струнная игра всегда была сильной стороной русских оркестров, но деревянные духовые и духовые звучат совершенно замечательно, и это было только на репетиции. Я должен добавить, что Сладковскому аплодировали его музыканты, когда он занял свое место, чего я раньше нигде не видел. Однако был один вопрос, который меня заинтриговал.
ГТ является ли ТНСО оркестром татарских или русских музыкантов
АС это хороший вопрос. Я думаю, что корни татарской культуры тесно связаны с русской культурой, поэтому мы не можем назвать ее татарским оркестром или Русским оркестром. Например, в качестве оркестра Музыка татарской композиторской школы базировалась на Московской школе, Жиганов был основателем здешней консерватории, а композиторская школа была авторитетом, он был очень близок к Шостаковичу и имел влияние на то, чтобы татарская музыка стала основой русской музыкальной школы. Поэтому мы рассматриваем музыку без каких-либо национальных корней, и наша миссия татарстанского оркестра-представлять нашу музыку на европейском уровне и в соответствии с академическими музыкальными стандартами. В этом и заключается наша задача.
ГТ есть Ленинградская школа и Московская школа, каждая из которых имеет разные композиторские школы. Санкт-Петербург ближе к западноевропейскому академизму благодаря Бортнянскому (которого называли русским Моцартом) и чешскому дирижеру Мариинского театра Эдуарду Направнику. В Москве был Голованов, получивший образование в Синодальной школе, Танеев, Чайковский, а в Петербурге-националисты Бородин и Римский. Московская школа была более красочной с более темным басовым звучанием, в то время как в Петербурге была более светлая полифония. Каково здесь, например, сочетание русских и татарских музыкантов
Как татарские музыканты здесь, вероятно, пятьдесят на пятьдесят с русскими и татарами, которые ассимилируются с татарскими народными инструментами. Казань имеет богатую культуру, ассимилированную с русскими корнями, Губайдулина начала свое образование именно здесь и превратилась в крупного международного композитора татарского происхождения. Наша задача выше наших национальных корней-достичь высоких международных стандартов.
ГТ я знаю, что многие прекрасные дирижеры работали с TNSO, но только недавно это стало известно за пределами России через гастроли и записи, вы здесь уже восемь лет, как это произошло
Как вы знаете, что я учился в Петербурге во времена возвышения Гергиева, присутствовал на репетициях Темирканова и Гергиева, в это время я заметил, что даже чей-то блеск или способности не определяют событий. Я думаю, что везде одно и то же. Там, где художник может показать свои таланты человеку, который может принять решение, политическую власть, где они понимают друг друга, может произойти великое счастье. Я помню, что в это время Гергиеву помогал Ельцин, а позже, когда Путин оказывал поддержку крупным проектам, я знаю обстоятельства, когда летом 2000 года британский премьер Тони Блэр приехал на войну и мир. Мы можем вернуться к предыдущему вопросу Если Вам повезет с лидером, ваши амбиции могут не продвигаться, но работа может быть вознаграждена, чтобы принести большие цели, потому что Татарстан инвестирует в классическую музыку, в исполнение, на тот уровень, где развиваются связи с внешним миром. Мне очень повезло, что мне помог президент Татарстана Рустам Минниханов, который много лет руководил республикой. Как я могу сказать, что я просто приехал из Москвы в Республику Татарстан, но я не татарин, то есть везде одна и та же история, где мне пришлось проявить свои способности. Когда я приехал сюда восемь лет назад и заявил, что сделаю этот оркестр лучшим в России, мне сначала не поверили, и у меня было много всяких проблем. Вопросы инструментов, инфраструктуры, поддержки и зарплаты очень важны для музыкантов невозможно что-то продвигать, а потом говорить Извините, ребята, я не могу этого сделать. В принципе, мне удалось выполнить все, что я хотел сделать. В первом сезоне я поставил цель художественно и материально, чтобы у них была хорошая зарплата и они могли играть на хороших инструментах, и от этого я получил поддержку, все зависело от этого.
ГТ я понимаю, что Гергиев в Петербурге делал это не только как дирижер, но и как промоутер. У него есть новый оперный театр, новый концертный зал и камерный зал, и так много записей на его собственном лейбле Мариинского театра.
А. С. Да, да, у него есть еще театр во Владивостоке и Пасхальный фестиваль в Москве!
ГТ не могли бы вы мне сказать, кто были ваши преподаватели в Санкт-Петербургской консерватории
Как я учился в Петербургской консерватории у Черноушенко, очень строгого человека, была необходимость в этой строгости, Мусин меня не хотел, я уже был стар, когда поступил в класс, Туган Сохиев был моим сокурсником, а он был на десять лет моложе меня! Сейчас он главный дирижер Большого театра. Мы оба участвовали в конкурсе дирижеров имени Прокофьева в 1999 году, и они присудили нам совместное первое место, мы были очень близкими друзьями. Он мой коллега, тогда в консерватории было сразу два лагеря; Мусин был уважаемым профессором, и преподавателем всех известных дирижеров, и был Черноушенко, потом ректор, и было все это давление, это долгая история. Я учился в этой непростой обстановке вместе с Черноушенко, который учил меня дирижировать руками, и Мусиным, это была знаменитая Петербургская дирижерская школа. Все остальное было приобретено благодаря учебе в Мариинском театре и филармонии. Конечно, были и новые постановки, когда ставили Парсифаля, а также войну и мир и другие музыкальные фестивали. Я был в Санкт-Петербурге, когда Гергиев стал главным дирижером Мариинского театра в 1989 году. Я присутствовал там на его первой репетиции Хованщины, сидел в зале и помню то, чего даже он не помнит. Все это было у меня на глазах, я понимал, что для того, чтобы сделать что-то, нельзя просто ждать, что это произойдет, нужно сделать это самому, поэтому для нас результатом являются большие проекты Мелодия, такие как записи Шостаковича и Малера. Это большие достижения, а также гастроли, концерт в Musikverein, турне в Испанию и другие места. Мы работаем по всей России, у нас есть свои сериалы в Москве и в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, за восемь лет трудно поверить, что все это произошло. Теперь мои музыканты могут делать все, что угодно.
ГТ а почему вы хотели стать дирижером
Как я хотел с тринадцати лет, когда мне было пятнадцать, я наизусть дирижировал пятой песней Чайковского на запись Мравинского. В глазах моих мамы и папы читалось сочувствие, но я не так хорошо играла на пианино или скрипке и хотела быть дирижером! Так что мне пришлось играть на трубе!
ГТ есть ли у вас любимые дирижеры в прошлом и настоящем
Как вы знаете, именно Ростропович пленил мое сердце, когда он привез свой Вашингтонский оркестр в Москву и Петербург в 1992 году, это был великий момент, его картина висела у меня в комнате, я обожал Бернштейна, да и Караяна тоже. Мне нравился Бернштейн как композитор. Я устроил его дивертисмент для духовых инструментов, и мы сыграли его в 1989 году. Я получил огромное впечатление от его исполнения венгерских танцев Брамса. У меня была пластинка Дивертисмента с Баварского радио. Я до сих пор помню, как он ее проводил. Запись Караяном десятого Шостаковича с московского концерта 1969 года в Берлинской филармонии произвела на меня сенсацию. Темирканов, когда он дирижировал Светлановским оркестром в 1972 году, заставил мою челюсть отвиснуть и побудил меня стать дирижером, поэтому тогда я изучил все деревянные духовые, струнные инструменты, позже я изучил оперу и ораторию, от фортепиано до трубы я изучил всю малеровскую восьмую, которую мы будем исполнять в следующем сезоне.
ГТ почему вы готовили симфонии Малера для своих первых записей Вы сравнивали Кондрашина с Вальтером или Бернштейном
АС я слушал их и записал на следующий день, шутя, конечно, не в этом смысле. Это было более десяти лет, записи Венского филармонического оркестра Бернштейна, в основном по памяти, и в то же время я обожал Бернштейна (как дирижера), они производили уникальное, ошеломляющее впечатление, но, конечно, я слушал симфонию Кондрашина и Малера Титан, Светланова, Гергиева и Кристофа Эшенбаха из 90-х годов. Я должен сказать, что в последнее время лучшие записи, которые я слушал, были сделаны Кубеликом, но именно Аббадо с оркестром Люцернского фестиваля произвел на меня глубокое и большое впечатление. Это, по-видимому, самая лучшая интерпретация Малера и вершины этого космоса, достигнутой им. Я не хотел обижать (любого другого дирижера), но именно они привлекли меня больше всего за двадцать пять лет моего общения с Малером.
« назад