Татарстанские музыканты Сладковского удивляют на фортепианном фестивале в Провансе
В первом из двух концертов Сладковского и его превосходного оркестра в рамках этого ежегодного Международного фортепианного фестиваля, проходящего на юге Франции. Оркестровые концерты проходят на открытой арене, которая благодаря своей конструкции обеспечивает превосходную акустику для зрителей, сидящих в большой чаше перед крытой сценой. Камерные концерты проходят и в других небольших залах, расположенных на красивой территории парка дю Шато Флоранс.
Различные композиторы Франции, Ла-Рок-Д'Антероне Международного фортепианного фестиваля 2018: Парк дю Шато Флоранс, 26 & 27.7.2018. (GT):
Александр Малофеев (фортепиано), Александр Сладковский (дирижер) и НСО Татарстана
Рахманинов, Чайковский: Юлианна Авдеева (фортепиано), Национальный симфонический оркестр Татарстана / Александр Сладковский (дирижер), 26.7.2018.
Прокофьев, Рахманинов, Чайковский: Юрий Фаворин (фортепиано), Александр Малофеев( фортепиано), Национальный симфонический оркестр Татарстана / Александр Сладковский (дирижер), 27.7.2018
Это уже 38-й фестиваль, который проходит здесь и на который съехались лучшие пианисты и оркестры мира. Прошло всего несколько недель с тех пор, как я слышал этот ансамбль в их собственном концертном зале в Казани, и, как я понимаю, они наслаждались коротким перерывом, и казалось, что они были освежены интенсивностью своего месячного Рахманиновского фестиваля. Однако жара и душная атмосфера могли бы удержать публику подальше, но здесь был полный зал, и, включая многих русских эмигрантов, они могли рассчитывать на теплый прием.
Юлианна Авдеева-это новое имя для меня, однако ее верительные грамоты достойны восхищения, поскольку она является четвертой женщиной, получившей первую премию на международном конкурсе пианистов имени Шопена (2010) после Беллы Давидович, Галины Черны-Стефанской и Марты Аргерих, а также вторую премию на Женевском музыкальном конкурсе (2006) и конкурсе пианистов имени Падеревского (2007). Она часто появлялась в Великобритании и имеет в своем распоряжении несколько записей романтического репертуара.
В третьем фортепианном концерте Рахманинова с первых аккордов было ясно, что у Авдеевой есть чудесное прикосновение, ее пальцы почти волшебно двигаются по клавишам, создавая ноты кристально чистой красоты, это исполнение было совсем не похоже на недавнее, услышанное мною Валентиной лисицей, а другое-Денисом Мацуевым, которые были мощны в своем романтизме и смелой силе., это исполнение было весьма показательно в арпеджио и резцеобразном убранстве Авдеевой, напоминая нам о почитании Рахманиновым Шопена и, возможно, показывая глубину славянской души композитора больше, чем другие интерпретаторы. В этом она полностью поддерживала музыкантов Сладковского, ибо было ясно, что они слушают друг друга, различимые по соло кларнета, по гобойному, флейтовому и валторнному пассажам, следующим за каденцией в первой части. Это было удивительно красноречивое чтение с нотами, исходящими из рояля с ослепительной утонченностью и изяществом. Кто-то, возможно, предпочел бы, чтобы их Рахманинов был высечен из гранита или из глубины русского леса, это было ярко и ясно в своей сверкающей яркой музыкальности.
На бис молодой русский поставил нам ФА-минорный Ноктюрн Шопена, вполне приличествующий этому потрясающему исполнению.
Второй частью концерта была пятая симфония Чайковского, одна из величайших русских симфоний, но не всегда самая легкая для успешного исполнения. Я никогда раньше не слышал этого дирижера в Чайковском, так что это была хорошая возможность услышать его взгляд на эту славную работу. Это была очень музыкальная интерпретация, причем своеобразная, не обязательно изображающая тьму в партитуре, которую вывели некоторые дирижеры, особенно вальс, который Мравинский описал скорее как танец смерти, чем как балетную тоскливо-романтическую игру, которую изображают многие другие. Здесь Сладковский проявил верность симфонии народным преданиям, в том числе и тоскливо-романтическому польскому романсу о любви, который образует Анданте Кантабиле, в его дирижировании было много изящества и красоты, и он больше всего напоминает мне Светланова своими героически выразительными жестами, всегда вызывающими страсть и эмоции из партитуры. Игра струнных была прекрасна по своей характерности, от первой и второй скрипок слева до контрабаса в дальнем правом углу-золотой цвет. Это одна из славных черт этого оркестра от струнных до духовых и ударных инструментов-очень высокая степень музыкальности, проявленная дирижером, позволяющая всем отделам проявить свою виртуозность, и качество исполнения, которое отличает их от других русских оркестров, исключая только наряды Гергиева и Федосеева. У этого татарского оркестра действительно нет слабых мест, тем более что стандарт находится на высоком международном уровне, и дирижер намерен сделать их еще лучше.
Иногда именно на бис можно показать виртуозность приезжего оркестра до предела; здесь прозвучали сначала два коротких красочных танца Чайковского из "Щелкунчика" и испанский танец из "Лебединого озера", где в какой-то момент дирижер топнул ногой под музыку, и, наконец, татарская народная вдохновенная пьеса Александра Чайковского "Тамерлан", которая на мой первый слух колеблется от модерниста Мосолова до Хачатуряна и Шостаковича. Это блестяще оркестрованная пьеса, в ритме которой доминируют перкуссия и постоянный рев низких духовых инструментов, и наконец музыканты поют хором. Если этого было недостаточно, чтобы разрушить дом, Сладковский поворачивался и начинал дирижировать аудиторией и повторял последние такты все до потрясающего закрытия и стоячих оваций со стороны зрителей. Это был потрясающий концерт и событие в полном смысле этого слова.
Для второго концерта Сладковского и его превосходного оркестра по этому случаю мы услышали двух совершенно разных русских пианистов; Юрий Фаворин-ученик Михаила Воскресенского в Московской консерватории, а также сочиняет и интересуется современной музыкой и особенно заброшенной музыкой. Однако Александр Малофеев-блестящий молодой шестнадцатилетний Москвич, выигравший в прошлом году конкурс роялистов и уже сыгравший с несколькими ведущими российскими оркестрами.
Второй фортепианный концерт Прокофьева является самым испытательным произведением для любого пианиста, однако для Фаворена он казался идеальным произведением для его невероятного мастерства, он вызвал прекрасный мечтательный отрывок, несколько предвосхищающий чудесный мир Золушки в его позднем зрелом периоде, но это было быстро превзойдено в отрывке Аллегретто, где Фаворен раскрыл свои высшие навыки в колеблющихся триплетных полуколебательных пробегах, которые сам композитор описал как самую трудную часть своей жизни., это было исполнено как почти безумный и хаотичный модернистский концерт, и удивительно, что этот оркестр мог сравниться с ним по каждому аккорду. В коротком Скерцо ноты вырывались из его пальцев, и я не могу припомнить такого блестящего произведения фантастической виртуозности. Двигательный элемент был заметен с почти захватывающей дух игрой Фаворина ослепительно, трудно как-то охарактеризовать этого музыканта, что он тоже композитор, и тот, кто любит играть, и запись забытых композиторов, таких как Алкан, Метнер является частью его карьеры фона. На каждой сцене ему подыгрывали музыканты Сладковского, с блестящим вкладом тромбонов, туб и перкуссии в Интермеццо, и топчущаяся тема на рояле предвосхищала третий концерт, подкрепляемый кларнетами, гобоями и флейтой, в то время как призыв Шенберга в финале тщательно объявлялся солистом перед кульминационными финальными аккордами. Это было довольно ошеломляющее представление и стоило только вступительного взноса. Фаворин дал один выход на бис, Этюд Прокофьева op. 2, который был довольно удивительно исполнен.
Третьим российским пианистом, представленным татарстанским ансамблем, стал блестящий молодой шестнадцатилетний Александр Малофеев, который неуклонно развивается как одна из следующих звезд российской фортепианной школы. Если второй концерт Прокофьева достаточно сложен, то третий-трудное произведение, особенно для этого молодого человека. Однако из записи на духовых инструментах и его взрывного вступления было ясно, что этот солист обладает большим, исключительным талантом не только в технике, но и в артистизме, внимательно слушая оркестр, драматические записи духовых инструментов и красноречивую игру на гобое, четкую артикуляцию Малофеева, выводящую все волшебные мечтательные ноты, игру между музыкантами чарующую и музыкальную, внезапно настроение меняется на продолжительный захватывающий дух пассаж на клавишах и диссонансные прерывания духовых инструментов и духовых инструментов. Во второй части сарказм чередуется с мечтательным настроением и диссонансом, смешанным с лиризмом, снова совпадающим с солистом в каждой вариации и демонстрирующим острую виртуозность музыкантов оркестра в соответствии с мастерством Малофеева. Финал был блестящей демонстрацией какой-то совершенно ошеломляющей виртуозности молодого москвича в сочетании с каким-то великолепным аккомпанементом оркестра. Он дал два фантастически трудных Биса: первый-Токкату Прокофьева, а второй-Преципитато того же композитора из Седьмой Сонаты.
Четвертая симфония Чайковского завершила этот долгий вечер драматическими вступительными аккордами и особым вкладом выдающегося духового отделения этого оркестра, чья волнующая вступительная девизная тема задает все произведение, а страшная тема судьбы столь же поразительна, как и открытие пятой симфонии Бетховена. Ганс Келлер считал четвертую величайшей работой этого композитора и обосновывал это сложной и оригинальной первой частью, "чистой симфонией", по словам Келлера. Конечно, в руках великого дирижера его можно отнести к этой категории, здесь Сладковский великолепно справлялся с драматургической мощью свежих волнующих контрастов, смешанных с обнаженным насилием, причем каждый музыкант играл так, словно от этого зависела его жизнь. Ритмическая природа - это то, что было усиленно развито с появлением приглушенного вальса в полной красе и восхитительно охарактеризовано струнными во главе с Алиной Якониной. Деревянные духовые показали свою виртуозность, раскрывая истоки народной песни, особенно изящное, меланхоличное соло на гобое в Андантино. Качество Соло, как и пение птиц, из флейты, кларнета и гобоя были потрясающей красоты, играли в неторопливом, но элегантном темпе, часто напоминая мне детей, играющих в лесу.
В блистательном Скерцо Яконина снова аккуратно вела скрипки в волшебной секции пиццикато, ноты кружились из их пальцев, вызывая образы природы. Вступление гобоя привело к тому, что остальные деревянные духовые оставили свой след, а затем брасс деликатно подхватил идею с движением, закрывающимся с замиранием струн в ничто. Драматические аккорды финала предвещают славное завершение медного празднующего перед вступлением народной песни ‘в полях стояла береза " с идеей, разделяемой деревянными духовыми, медными и струнными, с особенно красивым вкладом Рожков, перед заключительной кульминацией, приближающей симфонию к славному праздничному завершению, мастерски поставленному Сладковским, который показывает, что он такой же прекрасный интерпретатор Чайковского, как и Рахманинова.
Выход на бис был таким же, как и в предыдущий вечер, только "танец лебедей" Чайковского из "Лебединого озера" добавился к предыдущим вечером и был закрыт "лагерем Тамерлана" Александра Чайковского, пьесой, которая стала визитной карточкой этого оркестра и которая разразилась стоячей овацией от праздничной публики. Мне кажется, слушая этих музыкантов, что в ближайшие годы еще много людей услышат эту необыкновенную пьесу в исполнении этого выдающегося оркестра из Казани.
Грегор Тасмания
Источник: http://seenandheard-international.com/2018/08/sladkovskys-tatarstan-musicians-amaze-at-an-international-piano-festival-in-provence/
« назад