Рождённая в момент исполнения современность
Казанские меломаны на этой неделе только и говорили, что о VIII Международном фестивале современной музыки имени Софии Губайдулиной. Наш обозреватель решил выяснить, чем же так привлекательна нынешняя «Concordia».
И ЖИЗНЬ КАК МУЗЫКА, И МУЗЫКА КАК ЖИЗНЬ
Открытие фестиваля было настолько ярким и мощным, что у меня в душе зародились сомнения смогут ли симфоники удержать взятую ими планку
– Я всегда стремился максимально полно показать, насколько высок уровень владения разными стилями у оркестра Республики Татарстан, – откровенничал его главный дирижёр и художественный руководитель Александр Сладковский. – Каждую осень мы занимаемся экспериментами, показываем свои возможности не только в классическом репертуаре и в привычном амплуа, но демонстрируем совершенно уникальные горизонты, до которых нам самим ещё расти и расти.
20 октября, когда в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева ценители современной музыки собрались на первый концерт этого крупного международного форума, маэстро отмечал свой день рождения. Говорят, что в этот день душа распахнута для сверхъестественных энергетических контактов. Кто знает, быть может, именно это обстоятельство и придало открытию «Concordia» особую магию
Сладковский не исполнял – он исповедовался музыкой.
«Поэма-сказка», которую София Губайдулина написала в далёком 1971 году, оказалась удивительно созвучной ему. Двенадцатиминутная история маленького кусочка мела, без остатка отдавшегося творчеству и исчезнувшего в нарисованной им картине, собиралась дирижёром, по-видимому, из фрагментов собственной биографии. Она в меру героическая, как, вероятно, жизнь любой творческой личности, и в меру трагическая, как судьба любого из нас, и – уж это-то безусловно – в полной мере романтическая. Маленький кусочек мела из сказки как настоящий художник способен пожертвовать собой ради вечности, или – по Бродскому – «мы уходим, а красота остаётся; мы направляемся к будущему, а красота есть вечное настоящее».
Не менее философски прозвучало и последнее произведение Дмитрия Шостаковича «Соната для альта и фортепиано, ор. 147», переложенное для альта и камерного оркестра. Колюще-режущая партия альта в исполнении петербуржца Алексея Людевига мучительна как крик души. Недаром же критики единодушно отмечают он знает, как заставить свой инструмент говорить всеми оттенками человеческого голоса.
– Это одно из моих самых любимых произведений, – признался музыкант. – Оно очень глубокое, потому что было написано Шостаковичем, который уже знал, что он умирает. Это как последнее слово. Когда я её играю, у меня такое ощущение, что за тридцать семь минут я проживаю жизнь.
Инструмент Людевига, был создан итальянским мастером Антонио Мориани в 1661 году.
– Со своим характером, довольно капризный, – улыбается альтист. – Но поскольку он старый, он имеет право капризничать, реагируя на изменения влажности воздуха, на погоду, на температуру…
Три части сонаты – тревожное предчувствие, грусть и смирение – используют приёмы «контекстного» самоцитирования. Но все рефлексирующие цитаты и самоцитаты Шостаковича – это и есть попытки заново переосмыслить прожитое и, оглянувшись, ощутить катарсис в своей душе. Как мне показалось, Алексей Людевиг и Александр Сладковский также были едины в своём желании в страстном сопереживании прошлому по-новому осознать настоящее.
СМЕХ НАД СМЕРТЬЮ
Но по-настоящему откровением стали Симфония № 33 и симфоническая поэма «Восхождение и триумф» Сергея Слонимского, прозвучавшие во втором отделении концерта.
– Для меня огромное счастье, что патриарх российской композиторской школы приехал в Казань это совершенно уникальный человек и композитор, – не скрывал своих эмоций Александр Сладковский.
И меломаны в полной мере разделяли чувства маэстро. Если вместо перечисления всех регалий почётного гостя «Concordia» сказать лишь, что в Санкт-Петербурге проходит Международный конкурс по композиции, носящий имя Сергея Слонимского в знак почтения к его многочисленным творческим заслугам, то этого уже будет достаточно. Его умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времён и народов – дореволюционная Русь в опере «Виринея», старая Шотландия в опере «Мария Стюарт», песни на стихи Владимира Высоцкого «До нашей эры соблюдалось чувство меры» и «Деревянные костюмы», написанные для фильма «Интервенция», песни российских беспризорников «У кошки четыре ноги» и «По приютам я с детства скитался», созданные для фильма «Республика ШКИД» – позволило говорить музыковедам об универсализме художественного мышления композитора. Между тем, автор признанных мировым музыкальным сообществом шедевров, среди которых оперы, балеты, симфонии, хоровые и камерные сочинения, бытовые песни, музыка к спектаклям и кинофильмам, довольно скромно и удивительно просто общался с каждым, кто подходил к нему с вопросами.
– Я не знаю, почему в Казани не звучат мои произведения. Я не шантажирую дирижёров и руководителей организаций, мол, сыграйте меня и тогда я сделаю то-то и то-то. И сейчас не от меня шла инициатива. Александр Витальевич позвонил мне, и я дал ему программу второго отделения концерта. И рад, что так случилось. Я впервые услышал этот оркестр только здесь, на репетиции – просто первоклассный оркестр, можно в любой зал Европы отправить его на гастроли с любой программой. Он ведь уже выступал в Musikverein А это самое сложное – Musikverein очень консервативен, но уж если даже он признал оркестр достойным выступить в его стенах, то это вершина успеха. Теперь оркестру не должно быть страшно ничего.
Впервые исполненная в Казани Симфония № 33, скорее всего, станет последней симфонией Слонимского. Во-всяком случае, композитор заявил, что больше симфоний писать не намерен. Три её части – Lamento (Жалоба), Danse Macabre (Пляска смерти) и Iluminado (Просветлённый) – своеобразный итоговый дневник композитора.
– Это сочинение концептуального плана, посвящённое – поскольку у меня уже далеко не молодой возраст – проблемам жизни и смерти, – раскрывал свой замысел Сергей Слонимский. – Причём, жизни достойного человека, который не является олигархом или баловнем судьбы, а живёт трудной, но честной жизнью, испытывает нормальные сильные человеческие эмоции. Первая часть наполнена медленной, певучей музыкой в романтической традиции. Но по своему языку это всё-таки музыка двадцать первого века. Вторая часть очень острая, с приёмами инструментального театра. Оркестранты не только играют, но и выступают как актёры. Иногда изображают хохот смерти, иногда хохот над смертью, используют особые приёмы звукоизвлечения на струнных и деревянных духовых. В общем, эта музыка скорее авангардного плана, но по музыкальному материалу связанная с первой частью. Она, как мне кажется, продолжает традицию Фантастической симфонии Берлиоза. А эпилог – это воспоминания об ушедшей личности. Облик умершего человека возникает в виде основной мелодии первой части, которая предстаёт в идеальном, несколько просветлённом и очень трепетном звучании.
Музыканты Государственного симфонического оркестра прекрасно справились с поставленной перед ними задачей. В их интерпретации Симфония № 33 стала гимном современному человеку, способному преодолеть даже смерть. Нестандартные приёмы звукоизвлечения не казались чем-то чуждым для татарстанских симфоников, покоряющих мир исключительно привычной уху классикой.
– История моей семьи не всегда была связана с Петербургом, – продолжал рассказ Сергей Слонимский. – Один из основоположников рода – Хайм (Зиновий) Слонимский родился в Варшаве. Так что в том, что я написал произведение, посвящённое столетию независимости Польши, нет ничего удивительного. То, что отношения у политиков довольно скверные, напряжённые – это не касается людей искусства. Наше дело дружить, налаживать сотрудничество.
Мировая премьера симфонической поэмы «Восхождение и триумф» завершала первый вечер «Concordia». Вот они, неисчерпаемые возможности и перспективы неоромантизма – эта мысль неотвязно преследовала меня во время исполнения поэмы. Удивительное по красоте и многообразию интонаций музыкальное полотно повествовало о полной героического романтизма борьбе поляков за свою независимость. Сладковский, интерпретируя новое сочинение Слонимского, отыскал в нём столь близкий ему по духу брамсовско-малеровский лирико-романтический распев. Утверждение духовной силы и красоты польской культуры в прочтении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан гармонично сочеталось с бурей и натиском в душе народа, мятущегося в поисках покоя и воли.
– Я даже знаю, что я могу предложить казанцам в очередной свой приезд, – Сергей Слонимский сделал выразительную паузу и продолжил. – Инструментальный концерт в исполнении Екатерины Мечетиной и скрипичный концерт в исполнении бельгийского музыканта Тиграна Майтесяна.
РАНДЕВУ МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ
Второй день фестиваля современной музыки был обозначен в афише как творческий вечер Алексея Рыбникова.
Имя этого композитора на слуху уже не один десяток лет. В 1970-е годы его песенные хиты из кинофильмов «Большое космическое путешествие», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Вам и не снилось» и множества других звучали отовсюду, а на представления написанных им в те же годы рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» выстраивались невероятные по длине очереди жаждущих попасть. Музыкальные критики называли его опережающим время, а властные структуры не знали, как реагировать то ли давать награды за неслыханную доселе популярность его мелодий, то ли запрещать его произведения, внутренним чутьём уловив их антисоветскую сущность.
Сегодня Алексей Рыбников не только композитор, но и писатель, и кинорежиссёр, и либреттист, и руководитель собственного театра, и глава Союза композиторов России, и член многочисленных советов и комиссий.
– Я картин не пишу пока, – улыбнулся он. – А вообще-то, я просто человек, который хочет рассказать людям о своём мире, о своих чувствах, о своих мыслях, и использует при этом все доступные ему средства. Согласен, композитор никогда не выступал ещё в качестве режиссёра фильма. Это очень тяжёло, не сравнимо с написанием музыки. И я не собираюсь больше ставить фильмов. Я высказал всё, что хотел сказать в «Духе Соноры», в «Литургии оглашенных» и в «Потерянном рае». А музыку я буду писать до последнего дыхания.
На «Concordia» Рыбников предстал лишь в одной своей ипостаси – как автор симфонической музыки. Мало кто знает, что уже в восьмилетнем возрасте он написал несколько фортепианных пьес по мотивам сказки «Багдадский вор», а в двенадцать лет – балет «Кот в сапогах». «Симфонические картины», которые открывали концертную программу творческого вечера, Алексей Рыбников начал писать в 1969 году именно тогда появился «Скоморох» – первая из трёх картин цикла, благодаря которой двадцатичетырёхлетний Рыбников стал лауреатом конкурса молодых композиторов, хотя поначалу критики восприняли и это произведение «в штыки».
Герой и толпа, конфликт внешней праздничности и внутреннего одиночества – такова основная идея этого яркого, сочного каприччио. Балаганный шут, забавляющий публику, облекает в смешные фразы горькую истину. Но мир не готов принять его откровения и, не выдержав озлобленного неприятия, паяц погибает.
Вторая картина – «Ночная песнь» – написана в 2005 году пастельных, нежно-лирических тонах скрипичного соло и агрессивности ударных, близких по стилю к ташизму – разбрызганной по чистому полотну грязи. Это авторский парафраз на собственные темы 1960-х годов, соединённые в излюбленный рыбниковский сюжет противостояния. Здесь хрупкость любви, виртуозно выраженная в сольных партиях концертмейстером оркестра скрипачкой Алиной Якониной, противостоит жестокости грохочущего мира.
«Музыка Ликии», созданная в 2012 году, пока завершает этот цикл, однако композитор оставил за собой право продолжить «Симфонические картины». Ликия – древнейшая, овеянная легендами страна, игравшая значимую роль в античном мире. Предание гласит, если кто-то пытался лишить ликийцев независимости, они убивали себя, своих детей, жён, но не сдавались. И вновь симфоническая картина, написанная Рыбниковым, получилась жёсткой, страшноватой, повествующей о высокой цене свободы.
– Современная музыка, – размышлял Алексей Рыбников о возможном репертуаре «Concordia», – очень широкое понятие. Музыка – искусство, которое рождается в тот момент, когда она исполняется. Современная музыка – это всё, что сейчас слушается. И неважно, написана она молодыми композиторами, Моцартом или Бахом. Это всё современная музыка. В этом году звучат произведения Губайдулиной, которой сегодня исполнилось восемьдесят семь лет, Слонимского, ему восемьдесят шесть, мои, мне – семьдесят три, и Александра Чайковского, ему семьдесят два года. Ну так случилось, что на фестивале современной музыки в основном представлено творчество старшего поколения. Но ведь оно же востребовано, а значит и современно.
Прозвучавшая во втором отделении Симфония № 6 – вторая часть рыбниковского цикла на духовные темы – названа композитором «Simfonia tenebroza» («Симфония сумерек»). Четыре части этого произведения – четыре ступени сотворения первого человека о том, как зло зародилось в ангеле света Люцифере, о восстании сил зла, о траурном танце ангела, оплакивающего судьбу своих падших собратьев, и о торжестве Божественного начала. И Адам, появившийся в атмосфере войны между светом и тьмой, по мысли композитора, открывает новую страницу мира, гармонией струнных остановив хаос ударных. Правда, в самом финале, как некое предостережение, вновь возникает тихий гул барабанов – то зло, которое подстерегает нас ежесекундно.
– В интерпретации Сладковского для меня много неожиданного и очень много приятного, – признался Рыбников. – Он как-то по-своему взглянул на мою музыку, по-новому открыл – для меня даже – партитуру. А «Скомороха» я вообще не слышал с момента написания, почти полвека. Эта встреча с юностью – такое трогательное событие… Да вообще весь творческий вечер в прочтении Сладковского для меня огромный подарок.
Зиновий Бельцев.
Фотографии Пресс-центр ГСО РТ.
Источник httpskazanreporter.rupost3267_rozhdennaya_v_moment_ispolneniya_sovremennost
« назад