Александр Сладковский: «Если бы не питал к музыке Малера особых чувств, я бы за нее не взялся»
Большие дела требуют вдумчивого подхода, указывает маэстро Александр Сладковский. ГАСО РТ под его управлением записал (первым в новейшей истории) все фортепианные концерты Сергея Прокофьева с победителем XVII Международного конкурса им. Чайковского Сергеем Давыдченко и приступил к записи цикла всех симфоний Густава Малера, которую планирует закончить к 60-летию оркестра в 2026 году. О первых успехах коллектива в звукозаписи и планах на юбилей народный артист РФ и РТ рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Александр Сладковский: «Поставив яркую точку в сезоне с Денисом Мацуевым на «Белой сирени», оркестр за считаные дни записал пять фортепианных концертов Прокофьева с Сергеем Давыдченко, финал Четвертой симфонии Малера с Альбиной Шагимуратовой и музыку Эльмира Низамова»
«Если что-то делать, то делать глобально»
— Александр Витальевич, сезон 2023/2024 для ГАСО РТ получился насыщенным. Прошли традиционные фестивали — Concordia, «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», были концерты в Москве и других городах страны. Подведите краткие итоги сезона, что из перечисленного для вас самое важное?
— Главное, что все намеченное мы реализовали — в наше время это уже большое достижение. Все фестивали оркестра прошли при полных залах — мы держим градус привлекательности ну и, конечно прекрасную форму. Поставив яркую точку в сезоне с Денисом Мацуевым на «Белой сирени», оркестр за считаные дни записал пять фортепианных концертов Прокофьева с Сергеем Давыдченко, финал Четвертой симфонии Малера с Альбиной Шагимуратовой и музыку Эльмира Низамова. В таком графике сейчас работает, может, только оркестр Мариинского театра, но мы стараемся не отставать и, помимо концертов, оставляем в истории цифровые следы, очень важные для будущего оркестра и нашей республики.
— То есть сезон для вас фактически продолжается?
— Да. В конце июня ГАСО РТ проведет один гастрольный концерт, затем мы выступаем на форуме Бориса Березовского в Елабуге и открываем Летний фестиваль «Сириус» в Сочи. Интенсивность работы не падает, несмотря на жару, и я рад, что нам это удается.
— Вы уже упомянули, что в межсезонье оркестр начал записывать Четвертую симфонию Малера. В планах коллектива к 2026 году записать все симфонии композитора, в частности перезаписав Первую, Пятую и Девятую симфонии, которые уже были выпущены на дисках. Это красивый жест к грядущему 60-летию ГАСО РТ?
— Красиво привязывать подобные события к юбилеям, но нет. К 60-летию коллектива показательнее то, что эти сочинения есть у нас в репертуаре. Посмотрите, какие еще российские оркестры играют все симфонии Малера, — боюсь, что список будет очень коротким. А что касается записей, я люблю их делать циклами. Мы уже записали все симфонии и концерты Шостаковича, Чайковского, три симфонии и «Симфонические танцы» Рахманинова, все 9 симфоний Бетховена. Симфонии Малера требуют специальной подготовки, но наш оркестр может их играть, и даже очень хорошо.
Недаром, еще когда концерты ГАСО РТ с музыкой Малера и Рихарда Штрауса транслировали на западных каналах несколько лет назад, лейбл Sony Classical предложил нам запись всех симфоний Бетховена. К сожалению, из-за известных событий мы прервали отношения, но эти симфонии будут изданы на лейбле оркестра на виниле.
Так что если что-то делать, то делать глобально. Не уверен, что мы успеем записать весь цикл к юбилею оркестра, но к 60-му сезону сильно продвинемся и в течение двух-трех лет добавим к нашей фонотеке записи всех симфоний Малера. Одно дело — сыграть сочинение в концерте, другое — оставить его в истории. Так спустя много лет будет понятно, в какой форме был оркестр и на что был способен. Поэтому здесь у меня тройной азарт — исторический, творческий и человеческий: выдержать такое по силам не каждому коллективу.
— Оркестр под вашим руководством в целом часто исполняет Малера. Вы питаете к этому композитору особые чувства?
— Если бы я не питал к музыке Малера особых чувств, я бы за нее не взялся.
«Меня даже не всегда интересует контекст и смысл, а интересуют звуки — ими сказано все. Если они прочитываются так, как задумал композитор, то иногда получается неплохо»
«Я предпочитаю не рассуждать о музыке»
— Четвертую симфонию, которую вы начали записывать в июне, весной играли в Казани на «Рахлинских сезонах». В интерпретации Дмитрия Юровского это была призрачная мечта об идеальном мире, в который невозможно попасть. А для вас о чем данная симфония?
— О том, о чем вы сейчас сказали. Но вообще я предпочитаю не рассуждать о музыке — это дело музыкальных критиков и теоретиков. Я же практик и люблю музыку делать. Меня даже не всегда интересует контекст и смысл, а интересуют звуки — ими сказано все. Если они прочитываются так, как задумал композитор, то иногда получается неплохо. А толкуют сочинения и оценивают их исполнение пусть слушатели. Многие из них сведущие люди и примерно знают, что передает та или иная музыка и в какое время она была написана.
— В финале симфонии звучит «Песня о небесных радостях». На записи с Госоркестром РТ ее исполняет гордость музыкальной культуры Татарстана Альбина Шагимуратова. Как вам работается с ней в команде?
— С Альбиной нам всегда работается чудесно. Мы с ней сотрудничали еще в 2000-х, когда Альбина оканчивала Московскую консерваторию и приезжала на вокальный конкурс Ирины Богачевой в Санкт-Петербург. А в 2010-м, возглавив ГАСО РТ, я сразу пригласил ее на концерт в Казань. С того момента где мы только ни выступали — и в Доме музыки, и в Концертном зале имени Чайковского в Москве, и на казанских сценах. Шагимуратова — уникальная певица, звезда мирового масштаба, которая сделала потрясающую карьеру и очень достойно продолжает развиваться. Работать с ней очень приятно и как с музыкантом, и как с человеком.
Четвертую симфонию Малера в апреле Альбина спела с оркестром на «Рахлинских сезонах», а на запись в июне прилетела всего на два часа. «Песню о небесных радостях» мы записали очень быстро, но я уверен, что она будет звучать интересно, ведь все, к чему прикасается Альбина, становится удивительным.
«Шагимуратова — уникальная певица, звезда мирового масштаба, которая сделала потрясающую карьеру и очень достойно продолжает развиваться. Работать с ней очень приятно и как с музыкантом, и как с человеком»
— В последние годы Шагимуратова редко выступает в Казани, к примеру, в театре имени Джалиля она не пела уже давно. На ваш взгляд, это большое упущение?
— Насчет театра ничего не скажу, а мы приглашаем Альбину в Казань при любой возможности. Да, не каждый день: сейчас она действительно занята в Мариинском театре и продолжает петь за рубежом. Но, думаю, артисты такого масштаба и не должны часто выступать в одном месте. Они должны появляться и удивлять, а регулярные концерты неизбежно приедаются, это все равно что часто пить чай с медом. Я не считаю, что Шагимуратова редко выступает в Казани. Как минимум раз в году мы встречаемся.
«Меня захватила идея записать все концерты, сделать то, что делали последний раз 50 лет назад, если не больше. Так же и с любой другой работой, за которую я берусь»
«Не понимаю, чем юбилей отличается от неюбилея»
— Вы уже сказали, что на днях записали все фортепианные концерты Прокофьева с победителем последнего конкурса Чайковского Сергеем Давыдченко. Как возникла эта коллаборация?
— Инициатива исходила от его консерваторского профессора Сергея Ивановича Осипенко. Он долго дружил с моей мамой, а когда ее не стало, мы с Сергеем Ивановичем познакомились ближе. Это было несколько лет назад, когда Давыдченко впервые приехал в Казань после конкурса Grand Piano Competition. Уже тогда было ясно, что у мальчика большое будущее. А в прошлом году, когда мы с Сергеем открывали абонемент Московской филармонии, то подумали: а почему бы не сделать такой проект? Давыдченко — один из немногих пианистов, которые имеют в репертуаре все пять концертов Прокофьева, это дорогого стоит. К тому же он сейчас популярен и стремительно растет как музыкант.
Я поделился идеей с Денисом Леонидовичем Мацуевым, который фактически открыл Сергея, и он нас поддержал. Так что это было коллективное решение, которое воплотилось в конкретные действия. Большие дела требуют вдумчивого подхода, и я рад, что получился качественный продукт. Надеюсь, он пойдет на пользу Сергею, а оркестру в любом случае пойдет в копилку. Пять концертов мы записали за три дня, раньше такое даже представить было невозможно. В новейшей истории мы первые, кто записал весь цикл прокофьевских концертов, до нас это делали аж в 1980-е Геннадий Рождественский с Викторией Постниковой и Дмитрий Китаенко с Владимиром Крайневым. Поэтому меня и захватила идея записать все концерты, сделать то, что делали последний раз 50 лет назад, если не больше. Так же и с любой другой работой, за которую я берусь.
— Расскажите, как проходит процесс звукозаписи у ГАСО РТ.
— Внешне это выглядит очень банально: оркестр сидит на сцене, звукорежиссер — в отдельном кабинете, и к нему через микрофоны на пульт поступает звуковая партитура. Но на деле все сложнее. Во-первых, мы записываем только то, что отрепетировано и уже не раз игралось в концертах. Во-вторых, начинаем с того, что пишем часть целиком и потом потихоньку дописываем то, что не получилось. Этот процесс интересен тем, что ни одна фальшивая нота или несинхронное вступление не проходит мимо ушей звукорежиссера и моих. Все взвешивается на микровесах, поэтому оркестр предельно мобилизуется.
После начинается монтаж. Наш звукорежиссер Павел Лаврененков (который, кстати, писал гимн Татарстана) склеивает фрагменты — это настоящее колдовство. Черновую запись прослушивают концертмейстеры групп на предмет недочетов, вносят замечания в проверочный лист, и режиссер снова сводит запись. Так происходит 2–3 раза, это сложнейший процесс, и за него ответственен каждый, от ударника до концертмейстера оркестра и, конечно, звукорежиссера. Именно его продукт выходит на диски, пластинки и в соцсети. Чтобы довести его до блеска, на одну коробку уходит 8–10 месяцев.
— Для вас насколько это энергозатратно?
— Конечно, я целиком погружаюсь в процесс. Обычно мы делаем записи летом, когда очень жарко. Помню, как в 2016 году писали Шостаковича, было градусов под 40, в зале было нечем дышать, и через три минуты на мне можно было выкручивать майку — она стала насквозь мокрой, будто я искупался.
Это тяжелая работа, но очень важная. Увы, как работал оркестр при Натане Рахлине, мы почти не знаем — осталось лишь несколько кратких видеороликов. То же самое при Фуате Шакировиче Мансурове, который 25 лет руководил коллективом. Мы же с 2013 года регулярно делаем звукозаписи. Начали с антологии музыки композиторов Татарстана и «Манфреда» Чайковского, а сегодня у нас есть большая оцифрованная фонотека, дающая представление о том, что такое оркестр Татарстана. Ведь сказать можно многое: мол, ГАСО РТ — дисциплинированный, профессиональный оркестр, но это будут только слова. А вот услышать и сравнить, каким был оркестр в 2013 году и какой он сейчас, очень интересно, поэтому я с большим азартом этим занимаюсь.
— Какие планы у ГАСО РТ на ближайшие два сезона? В 2025 году вы отпразднуете свое 60-летие, а через сезон 60 лет исполнится оркестру. Уже готовите какие-то музыкальные сюрпризы?
— Честно, у меня нет особых идей, потому что я не понимаю, чем юбилей отличается от неюбилея. Юбилеи для узкого круга родственников, они быстро проходят, и надо готовиться к следующим. Я планирую работу в штатном режиме, на 50-летие оркестра мы тоже специально ничего не придумывали. К дате приурочено лишь продолжение летописи коллектива от критика Елены Черемных. Первый том уже вышел в 2016-м, в 2026-м появится второй. Для меня книга об оркестре важна так же, как и звукозапись. Это архивный документ, повествующий о том, что мы делали за эти годы, где и с кем выступали, что нам удалось, а что нет, какие музыканты приезжали к нам в гости. Все это интересно, и потомки должны об этом знать.
В остальном будет обычный сезон. Мы проведем традиционные фестивали, надеюсь, с интересными программами, солистами и дирижерами. Равно как и в 59-м сезоне. Никто не собирается изобретать велосипед, но любой юбилей должен быть ознаменован серьезными творческими достижениями (сейчас для нас это Малер). Мы занимаемся академическим искусством, а здесь можно удивлять только мастерством и профессиональной надежностью. Главное — держать планку: штангу поднять легко, а вот удержать очень сложно. Мы уже 15-й год ее держим, и для меня важно, чтобы у нас на это были силы и мотивация. Чтобы оркестр становился лучше настолько, насколько возможно.
Источник:
« назад