Александр Сладковский: «Надеюсь, что Прокофьев будет доволен»
11 июня 2024
"Орфей"
Новый амбициозный проект ГАСО РТ и его руководителя, народного артиста России и Республики Татарстан Александра Сладковского посвящён творчеству Прокофьева. В течение июня коллектив вместе с победителем Международного конкурса имени Чайковского Сергеем Давыдченко записывает все фортепианные концерты композитора. Почему именно Прокофьев и актуальна ли его музыка сегодня Александр Сладковский обсудил с Евгенией Кривицкой.
Е. Кривицкая:Александр Витальевич, снова монографическая запись, продолжающая ваши серии — все симфонии и концерты Чайковского, Шостаковича, симфонии Бетховена…
А. Сладковский:Всё верно, у меня же идея фикс — записывать циклами. Когда Сергей Иванович Осипенко, профессор Сергея Давыдченко, рассказал, что в репертуаре у Сережи все концерты Прокофьева, и спросил, не будет ли мне интересно сделать с ним запись, я сразу загорелся. Спросил мнение Дениса Мацуева, который «открыл» Давыдченко на своих конкурсах Astana Piano Passion и Grand Piano Competition, и Денис горячо поддержал этот план. Кстати, именно на Grand Piano Competition я впервые встретился тогда ещё 13-летним Серёжей Давыдченко, потом он выступал в Казани с нашим оркестром. Мне интересна его творческая судьба. Сейчас будем на открытии все вместе исполнять мировую премьеру Концерта для четырех роялей Александра Чайковского.
Е. Кривицкая:Прокофьевские концерты давно не записывались. Если не ошибаюсь из самых последних прецедентов — это комплект Владимира Крайнева и Дмитрия Китаенко, изданный на «Мелодии» в 1983 году, и там же, чуть позже, в 1987 году записали свои пластинки Виктория Постникова и Геннадий Рождественский. Насколько часто вы сами к обращались к этим концертам?
А. Сладковский:Мы неоднократно исполняли их, аккомпанировали прежде всего Денису Мацуеву. Наши музыканты хорошо знают эту музыку.
Е. Кривицкая:Первый, Второй, Третий — афишные концерты, Четвёртый и Пятый исполняются крайне редко, даже имеют репутацию не очень удачных. А что бы вы сказали о качестве музыки?
А. Сладковский:В данном случае мы имеем дело с историческим артефактом. На мой вкус Пятый концерт — роскошная партитура, Четвёртый, леворучный — немножко для меня загадочный. Но мы поставили цель записать их все, и в цикле они могут засверкать новыми гранями.
Е. Кривицкая:Насколько актуальны эти концерты сегодня?
А. Сладковский:Гениальная музыка актуальна во все времена. Она не может вчера подходить, а завтра не очень… Она будет востребована всегда. Если бы я сомневался в этом, то никогда не взялся за эти партитуры. Для меня такая запись — тоже своего рода челлендж. Я не сравниваю себя ни с кем, но привел бы в качестве возможного примера бокс из пяти концертов Бетховена, где солирует Даниэль Баренбойм, а дирижирует Отто Клемперер — примера плодотворного сотрудничества уже умудренного годами и опытом дирижёра и молодого пианиста. Я очень люблю эти записи, и для меня они — некий идеал, я их воспринимаю, как канонические: гениальная музыка, сыгранная эталонно. Для меня тут есть некий азарт: не только записать все концерты как макроцикл, но и постараться, чтобы ничего не придумывая поверх замысла композитора, сыграть так, чтобы Прокофьев, при всей своей придирчивости, остался бы доволен и сказал: «Это круто».
Е. Кривицкая:Параллельно вы начинаете запись всех симфоний Малера. Знаю, что это будет не одномоментно, растянется на какое-то время. И всё же, как это монтируется с Прокофьевым?
А. Сладковский:Для оркестра огромное испытание — сразу после Прокофьева переключаться на Малера. Мы начинаем с финала Четвёртой симфонии Малера. Солистка Альбина Шагимуратова нашла для нас несколько часов в своем сложном графике, и мы подстраиваемся под неё. И дальше шаг за шагом мы будем двигаться к цели.