Александр Сладковский: «Я люблю масштаб»
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ) сыграл последний концерт в рамках ежегодного абонемента в Московской филармонии. Коллектив под управлением Александра СЛАДКОВСКОГО представил нетривиальную программу, объединив редко исполняемые сочинения Хиндемита и Бартока с популярным Концертом для скрипки и оркестра №1 их старшего современника Макса Бруха.
«Симфонические метаморфозы тем Вебера» Хиндемита и Концерт для оркестра Бартока были написаны в одно время – 1943 году, композиторами, которые вынуждены были уехать в США. Яркое симфоническое полотно «Метаморфоз… » Хиндемита возникло из музыки к неосуществленному балету. Концерт для оркестра, написанный по заказу Сергея Кусевицкого, стал своего рода завещанием Бартока, который не только создал своеобразное приношение музыкантам-оркестрантам, но и запечатлел в партитуре темы, которые так или иначе волновали его в то время. Сладковский и Госоркестр Татарстана подчеркнули и роскошь, и сложность содержания этих партитур.
Наконец, Первый концерт Бруха – сочинение, хотя и популярное, но не на «взрослой» сцене: как правило, его играют юные скрипачи в рамках образовательной программы. Здесь же – иной случай: вместе с ГАСО РТ солировала Елена Таросян, лауреат последнего конкурса им. Чайковского (среди прочих других именитых состязаний). Музыкант с железной волей, безупречной техникой, она смогла показать не только виртуозность, но и глубину, красоту этой музыки, словно хотела вывести этот концерт за рамки студенческого класса. Недаром снискала овации зала.
Накануне концерта дирижер ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ.
- Александр Витальевич, как сложилась программа этого концерта?
- Для меня обе эти партитуры - это парад солистов. Это вызов, мне кажется, для любого оркестра. Алексей Алексеевич Шалашов (директор Московской филармонии – «НГ») – а мы программу нашего филармонического абонемента всегда с ним обсуждаем – одобрил, ему очень понравился такой наш выбор, он его принял и утвердил. Ведь это на самом деле редко исполняемые вещи. Я не буду раскрывать всех карт, но в следующем сезоне у нас тоже необыкновенный абонемент.
Концерт для оркестра Бартока играют нечасто, потому что это, скажем так, головная боль. И я не только об оркестре или дирижере говорю – и для слушателя он не такой простой по восприятию, не такой удобный, как, например, романтические произведения. Романтические пьесы звучат - и все получают удовольствие. В Бартоке же – что касается формы, что касается сути, мастерства, - все это воедино собрать очень непросто.
- В Скрипичном концерте Бруха солирует Елена Таросян. Мы говорили с ней летом, и она сказала, что ждет встречи с вами и вашим оркестром. Вы до сих пор с ней были знакомы как с концертмейстером Российского национального молодежного симфонического оркестра…
- Совершено верно, солистку я знаю очень давно, еще с первого своего контакта с Молодежным оркестром. Это чудесная, очень одаренная скрипачка. Очень трудолюбивая. Я считаю, очень достойно и ярко она показала себя на конкурсе имени Чайковского. Но не изменила оркестру, продолжает работать, и это только повышает, мне кажется, творческий градус внутри коллектива. Я думаю, что она своим примером вдохновила очень много своих коллег. Это очень благородно с ее стороны.
Концерт Бруха Елена прекрасно выучила. Технологических у нее нет вообще никаких проблем. А меня она подкупает трепетным отношением к звуку, она очень искренний музыкант.
Она сейчас очень переживает, на самом деле. Первое исполнение, прямой эфир, будет запись. Думаю, здесь будут ее коллеги многочисленные, друзья, учителя. Это очень волнующе для нее. Но я уверен, благодаря своему отношению к этой музыке, она справится.
Что еще ее выделяет – особое отношение к аккомпанементу, она слышит оркестр. Это очень хорошее качество любого солиста, о многом говорит. Она же сама играет в оркестре, знает всю фактуру. Так что мне очень приятно очень с ней встретиться в качестве солистки.
- Вы не только главный дирижер, но и художественный руководитель оркестра, автор нескольких фестивалей, которые имеют статус международных. Только что завершился органный фестиваль, вот-вот начнутся «Рахлинские сезоны», впереди – «Белая сирень». Насколько сложно сохранить международный статус в нынешних обстоятельствах?
- Мы прекрасно с этим справляемся, у нас все фестивали на 50% с иностранными гостями. Только что в Казани выступал органист и дирижер Даниэль Шомодьи-Тот из Венгрии. Он потрясающий органист! Играет и дирижирует все наизусть. И при этом он чудесный организатор. Я был в Дебрецене, в филармонии, где он художественный руководитель. Удивился, как все там здорово поставлено и организовано.
Мы все контакты, которые сейчас возможны, поддерживаем. У нас выступают молодые дирижеры, солисты - из стран, откуда охотно едут в Россию. Я не могу сказать, что мы сейчас наслаждаемся, как раньше, когда мы могли пригласить практически любого музыканта. Сегодняшняя ситуация вносит свои коррективы, но мы стараемся марку международных фестивалей держать. И, по-моему, нам это удается.
- Ваш оркестр недавно впервые играл в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Говорят, был аншлаг и на концерт пришел Теодор Курентзис.
- Да. был полный зал. Мы играли с Денисом Мацуевым, которого там обожают, это тоже нельзя не учитывать. До сих пор мы с оркестром выступали в Концертном зале Мариинского театра, в Капелле. А в филармонии я дирижировал, по-моему, впервые лет за 15. Я там очень давно не был, но все знают, что я оттуда родом.
А с Теодором мы знаем друг друга почти 30 лет.
- Вы учились вместе?
- Да. Я, Теодор, Туган Сохиев, такая была компания. Были еще чудесные наши сокурсники, я сейчас не буду всех вспоминать, но это был такой, знаете, пучок энергии. Мы начинали в одном месте, в одном время. Потом, скажем так, не все сошлось… В 1999 – скандал на конкурсе Прокофьева (Курентзиса не допустили на второй тур, его профессор Илья Мусин в знак протеста вышел из жюри. Сохиев и Сладковский стали лауреатами – «НГ»). Илья Александрович был очень обижен из-за Теодора, я его прекрасно понимаю, потому что это талантливейший человек. Но видите, жизнь сама все расставил на свои места.
Потом мы, конечно, друг за другом следили, хотя у нас не было тесной связи. Я уверен, что старые, в чем-то глупые и от нас не зависящие обстоятельства не должны влиять на будущее. Я уже говорил, что преклоняюсь не только перед потрясающим музыкантским талантом Теодора. Я преклоняюсь еще перед его способностью созидать, потому что он очень много сделал практически на ровном месте. Мне это очень хорошо знакомо, и это нас сближает.
- Вы скоро будете выступать с MusicAeterna. Получил ли Курентзис взаимное приглашение?
- Есть такая злая шутка, что дирижеры приходят друг к другу только на панихиды. А у нас получилось очень здорово, потому что днем я был у Теодора на репетиции в Доме радио, мы очень тепло встретились, пообщались, договорились о том, что он обязательно приедет в Казань. Я пригласил его на наш концерт, послушать оркестр. Теодор как раз закончил репетицию и пришел к нам на второе отделение, на Фантастическую симфонию, был до конца, мы очень тепло попрощались.
26 мая с играю с MusicAeterna в Капелле виолончельный концерт и Восьмую симфонию Дворжака. И, конечно, пригласил его в свою очередь выступить с моим оркестром. Он послушал Фантастическую, я думаю, его убедило, что сыграть с ГАСО РТ может быть интересно. Тем более что я ему сразу сказал, что даю карт-бланш на любую программу, любое количество репетиций. «Все, что ты хочешь. Мне очень важно, чтобы ты приехал».
Знаете, это такие связи… Мы все становимся старше. Мне уже 60, ему чуть больше 50. Чего нам вспоминать какие-то глупости. Надо жить, радоваться жизни. И, как вам сказать, доброжелательно относиться к успехам друг друга. Может, это и не совсем популярная позиция, но она – я уверен – продуктивная. Я очень рад, что у нас теплый дружеский контакт, и я думаю, что он будет иметь продолжение.
- Планируется ли запись концертов Прокофьева с Сергеем Давыдченко, о которой говорилось в начале сезона?
- Да, это стоит первым делом. Я даже сознательно сдвинул запись Малера. Я думаю, что мы этим летом запишем только Четвертую симфонию с Альбиной Шагимуратовой. Но перед этим мы будем делать Прокофьева. Это интересный для меня проект, потому что я люблю циклы, я люблю масштаб, я люблю, чтобы все было в одном стиле. И когда профессор Давыдченко в Ростовской консерватории Сергей Иванович Осипенко предложил такой вариант, я тут же согласился. Обсудил и с Денисом Мацуевым, ведь он своего рода крестный отец Сергея в профессии, сразу после победы на конкурсе Grand Piano Денис стал патронировать его, дал ему шанс, стимул.
Он тогда и от меня получил премию и приехал играть с нашим оркестром, кажется, Третий концерт Прокофьева. А ему было лет 13 или14! Мягко говоря, уже тогда Сергей подавал большие надежды. Так что и Мацуев считает, что записать прокофьевский цикл с Давыдченко – прекрасная идея.
- Сохраняются ли доверие, поддержка Госоркестра Татарстана от властей Республики?
- Конечно. Мы достойно несем флаг Татарстана, мне кажется. Есть «Рубин», «Ак Барс». Но в спорте амплитуда падений, взлетов шире гораздо. А мы стараемся высоты не терять, мы только прибавляем. И, конечно, глава республики, Раис Татарстана Рустам Минниханов нас поддерживает. Это был, по сути, его проект. Когда я только пришел, никому не известный в Татарстане, варяг, и сказал «сейчас мы тут вам сделаем», мало кто в это верил, а он верил. Он сказал: «Сделайте, пожалуйста, интернационального уровня коллектив». Я твердо пообещал. И выполнил.
Источник:
« назад