Поклон, реверанс и «спасибо» органу: чем запомнился международный органный фестиваль в Казани

27 марта 2024
"Казанский репортер"

Поклон, реверанс и «спасибо» органу: чем запомнился международный органный фестиваль в Казани



В Казани подошел к концу Международный органный фестиваль. В пятый раз он собрал на сцене Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева виртуозных органистов, талантливых дирижеров и завоевавший признание публики Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Совместно музыканты представили необычные и порой уникальные соединения двух мощных музыкальных сил – оркестра и органа.

Пять лет, первый маленький юбилей – это возможность подвести итоги и подумать о будущем. Проект, который был запущен по инициативе художественного руководителя и главного дирижера ГАСО РТ Александра Сладковского, стал желанным событием не только для слушателей, но и для самих музыкантов. Ведь органист – чаще всего солист, одиночка – здесь попадает в среду единомышленников, коллег. А оркестр имеет возможность выйти за рамки привычного репертуара, поиграть необычными инструментальными составами.

Юбилейная фестивальная неделя была представлена тремя вечерами, с программой из произведений разных стилей и эпох – это и «Итальянские пейзажи», и музыкальное посвящение Иоганну Себастьяну Баху. А финальный концерт – «Реверансы органу» – стал не только проявлением вежливости и признательности «королю музыкальных инструментов», но и благодарностью за самобытность, уникальность и безграничное количество возможностей, которые он способен явить.

За дирижерский пультом в этот вечер встал британский дирижёр Джереми Уолкер, постоянный участник органного фестиваля в Казани.

Орган – связующее звено между полярными мирами, разными культурами. Обычно его рассматривают как стоящего на границе между духовным и светским. Но закрытие органного фестиваля выявило еще одну межкультурную черту – хотя орган является одним из самых примечательных инструментов западной культуры, он может стать и очень «русским». И музыка, написанная отечественными композиторами, в русском стиле, будет звучать ярко и красочно.

Начался праздник по всем музыкальным канонам – увертюрой «Карнавал» Александра Глазунова для оркестра и органа. Музыкальное вступление предварило дальнейшие премьеры вечера, но стало и самостоятельным транслированием совместного звучания органа и симфонического оркестра.

Увертюра датируется 1892 годом; в жизни Глазунова – это период расширения творческих контактов. Он не раз выезжает за границу, посещает Германию, Италию, Францию, знакомится с европейскими музыкальными традициями.

Вероятно, впечатлившись поездками, композитор решает добавить партию органа к симфоническому оркестру. Глазунов не стремится объединить звучания два этих музыкальных инструмента, он дает каждому высказаться самостоятельно. Печальное лирическое соло органа, написанное с чертами русской протяжной песни, обрамляют яркие триумфальные симфонические эпизоды.

«Приручила» непростой казанский орган молодая, но уже громко заявившая о себе Ирина Крюкова. Органистке 15 лет, однако она уже лауреат премии «Органист года» в номинации «Дебют».

Второе сочинение вечера – Концерт «Реверансы» для органа с оркестром Николая Бирюкова. Бирюков – композитор, связавший свою творческую судьбу с Белгородом и Белгородской филармонией. Он создал несколько сочинений о регионе, ставших визитной карточкой Белгородчины. Вместе с тем, Николай Бирюков интересуется русской культурой в целом, а его стилистика перекликается с национальными традициями творчества Рахманинова и Стравинского.

Концерт «Реверансы» композитор написал специально для известного органиста, солиста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина. Он и стал исполнителем казанской премьеры сочинения. Хотя фактически это было первое исполнение тем составом, который задумывал автор – вместе с вибрафоном.

Идея сочинения Николая Бирюкова – отдать дань великим русским композиторам, мастерам русского искусства – Модесту Мусоргскому, Анатолию Лядову и Игорю Стравинскому. Три поклона и три разных состояния, в которые вводит музыка.

Первая часть – «Поклон Мусоргскому». С первых нот она напоминает знаменитую песню Варлаама «Как во городе было, во Казани» из «Бориса Годунова» и «Бабу ягу» из «Картинок с выставки». Здесь нет цитирования, но есть очень точное попадание в технику Мусоргского, в стилистику и в образность. Коварные отрицательные герои русских сказок передаются внушительными совместными силами оркестра и органа. После небольшого успокоения злобная пляска начинается вновь.

Вторая часть – «Поклон Лядову». Анатолий Константинович – младший представитель плеяды русских композиторов XIX века, который своим творчеством построил мост в будущее, в ХХ столетие. В классе Лядова учились С. Прокофьев, Б. Асафьев, Н. Мясковский. У Мясковского, в свою очередь, учился Николай Пейко – композитор, который стал музыкальным наставником Николая Бирюкова. Так складывается линия последователей русских академических традиций.

Лядов – автор «сказочных картинок»: «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро». Он черпает сюжеты в народных сказках и красоте природы. Николай Бирюков рассматривает творчество Лядова через призму музыкального импрессионизма. Оркестрово-органный реверанс неспешен, таинственен. Слушателям будто бы предлагается придумать свою «картинку».

Кульминацией цикла становится реверанс Игорю Стравинскому. Композитор, перевернувший своей музыкой понимание музыкального искусства, придавший музыке энергию и мощь. Часть построена на короткой теме веснянки – простой песни, закликающей весну. Мелодия проходит большой путь развития: радостная и задорная в начале, после многократного повторения то у оркестра, то у органа, она в итоге трансформируется в нечто демоническое, становится близка финальным образам «Весны священной».

В этой части особенно значительна работа Тимура Халиуллина с органной регистровкой. Еще после премьерного исполнения этой партитуры в 2022 году музыкант рассказывал, что орган «еще никогда не становился настолько славянским инструментом». Правильно подобранные регистры позволяют прозвучать любым духовым народным инструментом – и жалейке, и кувикле, и волынке, передать наигрыши скоморохов или пастухов. В сочинении действительно открылись безграничные тембровые возможности органа.

Но был и четвертый реверанс – городу Белгороду и всем жителям приграничных регионов страны. Исполнение солистом Белгородской филармонии сочинения белгородского композитора – важный жест поддержки в непростое время. Тимур Халиуллин старается поддерживать город и его жителей, в том числе через музыку. Исполнитель находит созвучие происходящему и в «Реверансах»:

– Несмотря на то, что это сочинение написано в неославянском, неорусском стиле, в нем есть суровый нерв нашего, XXI века, с катаклизмами, которые происходят на наших глазах. И нотка дьявольщины здесь очень явно присутствует. Это музыка, которая практически передает вакханалию, пляску на костях. Я бы назвал это русской пляской смерти, – говорит Тимур Халиуллин. – Вместе с этим, сочинение пропитано энергией и духом оптимизма. Это очень созвучно белгородцам, которые находятся в перманентной тревоге. Но я уверен, что запись концерта дойдет до Белгорода, и жители поймут, что о них знают и помнят.

А ответ «оттуда» будто прозвучал в начале второго отделения. Номером-сюрпризом стала мелодекламация ведущего концерта, известного актера, лауреата Премии Москвы Петра Татарицкого и органистки, профессора Московской консерватории и куратора фестиваля Евгении Кривицкой: монолог Сони из пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» прозвучал под фрагменты саундтрека Игоря Корнелюка к сериалу «Мастер и Маргарита». «Надо жить» – послание, которое было важно услышать всем.

И конечно, фестивальная программа не была бы полной, если бы не включала премьеру – только что созданный концерт для органа с оркестром! Год назад таким стал «Великий шелковый путь» Эльмира Низамова. Теперь – сочинение Антона Танонова, председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга, заведующего кафедрой композиции Петербургской консерватории.

Своим творчеством композитор пытается актуализировать идеи академического искусства, дополнить их технологиями современной музыкальной жизни. Так, классические музыкальные жанры в его творческой биографии соседствуют с электронной музыкой, а большую любовь слушателей снискала музыка к мюзиклам и кино.

Специально к V Органному фестивалю Антон Танонов написал Концерт «Хронос» для органа и оркестра. Разобраться с тем, «что хотел сказать автор» концертом с таким названием, несложно. Композитор пытается ответить на вопрос: «Как можно остановить мгновение? И возможно ли?» Ответ непрост, но интересен: «создать часы или написать музыку». Ведь и то, и другое работает по строгим временным законам.

Пять частей концерта – это пять зашифрованных моделей часового искусства. Часы «Ракета. Big Zero» с нулем вместо цифры 12, первую модель которых носил Леонид Брежнев; штурманские часы «Гагарин», оказавшиеся вместе со своим хозяином в космосе; часы с долговечной подсветкой «Амфибия. Восток», которые использовали дайверы; «Ракета. Русский ход», циферблат которых расположен против часовой стрелки, поэтому время будто бы движется в обратную сторону; и наконец часы «Колобок» из ограниченной серии часового мастера Константина Чайкина «Монстры на запястье».

Очень точными способами удается композитору передать бегущие секунды. В первой части пульсирующим метрономом становятся струнные, а во второй – сам орган отсчитывает секунды до взлета ракеты в неизведанное. Подводную третью часть характеризуют блюзовые переливы, а четвертая похожа на темы советских фильмов, когда в кадре были дома, дороги, природа. Финал у Танонова грандиозный – там не просто Колобок, а Колобок-супергерой, который, борется и, возможно, даже спасется от острых зубов. Энергия и пульсация, которыми пропитано сочинение, с самого начала вызывают желание качать головой в такт, а к концу перерастают в уже неконтролируемую готовность двигаться. Зал рукоплескал премьере, желая еще раз насладиться музыкой, и музыканты были рады исполнить финал концерта на бис.

Хотя задача, стоящая перед исполнителями, была сложна – нельзя ни ускорить, ни замедлить темп, нельзя потеряться и нарушить единство. Теперь все – это единый механизм, который должен слаженно работать. Как часы. Для реализации задуманного Антон Танонов использует струнную группу оркестра и солирующие инструменты – вместе с органисткой Евгенией Кривицкой на сцену вышли Зарина Незамутдинова (домра), Денис Петров (труба), и Михаил Красничкин (ударные). Большим достижением композитора является и его собственное чувство времени, понимание, когда стоит завершить раздел, когда стоит внести разнообразие.

Завершил вечер концерт «Лабиринты» для органа, женского вокального ансамбля, двух роялей и оркестра Владимира Королевского-старшего. Он один из ведущих представителей Саратовской композиторской школы, в творческом наследии которого присутствуют сочинения разных жанров, в том числе такого уникального, как органный концерт. Продолжателем музыкальной династии и исполнителем органных сочинений является сын композитора, Владимир Королевский-младший, органист Сочинской филармонии.

Движения по лабиринтам жизни, «от мрака к свету» — вот основная концепция произведения. Вечный поиск ответов на вопросы, постоянное движение к чему-то большему и оглядка на прошлое с новой, высокой позиции. Королевский использует классическую форму – цикл из четырех частей. Причем, как и в симфониях классиков, здесь присутствует две контрастные сферы: драматичные, действенные I и III части и чистая лирика, «время на подумать» во II части. Отличие от идеи классиков только в том, что финал совсем не радостный и не жизнеутверждающий. Начинаясь минималистическим остинато с меняющимися сильными долями, который без остановки проводят два рояля, все переходит в суровое движение. До последних минут нельзя сказать точно, выйдем ли мы из этого запутанного лабиринта.

Но вот фактура проясняется, голоса четырех солисток становятся хрустальнее, хотя общее звучание всё еще тревожно. Это победа, но очень тихая, интимная – светлое осознание того, что лабиринт пройден. А может, мы просто перешли на следующий этап пути?

И путь будет длинным: ведь за пять лет существования Органного фестиваля в Казани показана лишь малая часть уже созданного репертуара для органа и симфонического оркестра. И нельзя вообразить, сколько всего ещё будет создано и сколько предстоит услышать!

Источник: "Казанский репортер"


« назад