Оркестровая география. Александр Сладковский и Денис Мацуев — на сцене Филармонии
В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступил Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением своего главного дирижера Александра Сладковского. Концерт прошел в рамках цикла «Оркестровая география России».
ГАСО Татарстана регулярно выступает в Москве, а вот в Северную столицу заглядывает значительно реже, зато каждый его приезд становится значимым событием. Удивительно, но нынешний концерт стал еще и первым выступлением Александра Сладковского именно со своим оркестром (ГАСО Республики Татарстан из Казани) в Большом зале петербургской Филармонии, овеянном именами дирижерских легенд. А ведь Сладковский и сам принадлежит к петербургской дирижерской школе: он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Владислава Чернушенко, стал лауреатом III конкурса дирижеров им. С. С. Прокофьева, неоднократно работал с оркестрами нашего города, возглавлял одно время оркестр Капеллы, был главным дирижером государственного Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
С 2010 года его творческая биография связана с ГАСО Республики Татарстан, художественным руководителем и главным дирижером которого он является. С этим коллективом Александр Сладковский достиг выдающихся успехов: огромный репертуар, включающий в том числе большое количество премьер и исполнений сочинений современных композиторов, недавно завершенный цикл всех симфоний Малера (от этого проекта и Петербургу «перепало» — исполнение Седьмой симфонии композитора в Капелле в конце 2022 года многим памятно), шесть (!) международных фестивалей в Казани («Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень» и другие), записи на ведущих отечественных и зарубежных лейблах, трансляции концертов на международных музыкальных каналах.
Но выступление в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии — это всегда особая ответственность и особое чувство. Сам дирижер в одном из интервью признался, что Большой зал Филармонии для него — музыкальная Мекка и что он всегда испытывает трепет, переступая его порог. Нынешний концерт стал частью гастрольного турне оркестра, в котором принимает участие российский пианист Денис Мацуев, и его участие, бесспорно, усилило событийность вечера, собравшего аншлаг.
В первом отделении прозвучал Второй фортепианный концерт Прокофьева — одно из коронных произведений в репертуаре пианиста. Однако после огромного числа исполнений Мацуев решил отложить на время этот концерт и не играл его пять лет. И вот во время гастрольного турне в Москве и Петербурге произошло триумфальное возвращение. Александр Сладковский и Денис Мацуев — давние сценические партнеры, между солистом и оркестром было идеальное взаимодействие, а виртуозность пианиста, как всегда, вызвала шквал аплодисментов.
Во втором отделении с особым интересом ожидалась «Фантастическая симфония» Берлиоза, ультраромантическое программное произведение, написанное композитором в 26 лет, требующее виртуозности и мастерства уже от оркестра. Программа симфонии рисует «адскую» одержимость любовной страстью (основанной на увлечении композитора актрисой Генриеттой Смитсон). Тема возлюбленной становится мелодией, которая проходит через пять ее частей от «Мечтаний и страстей» первой части, через «Бал» (Берлиоз в нем впервые вводит в симфонию вальс) и «Сцену в полях» к «Шествию на казнь» и финальному «Шабашу».
«Фантастическая» в интерпретации Сладковского предстала не бурным потоком страстей молодого человека, а как будто в дымке воспоминания умудренного опытом. Немного замедлив темпы, дирижер как будто посмотрел на симфонию дистанцированно, не бросаясь в огненную лаву страстей. Первое явление главной темы было преподнесено очень бережно, а подготовка к ее явлению продемонстрировала идеальное пианиссимо. Столь же легким и воздушным предстал вальс на балу. Все группы инструментов звучали необыкновенно ясно, и общая фактура оркестровой ткани была прозрачной. При этом темперамент дирижера находил полную отдачу в музыкантах оркестра, те ловили не только каждый его жест и взгляд, но, кажется, каждый вздох.
Впечатлили и солисты, взять хоть перекличку английского рожка и гобоя в «Сцене в полях» — самой медитативной части симфонии. Или как звучала медь в «Шествии на казнь». И, конечно, «Шабаш» с его новаторскими оркестровыми эффектами и контрастной образностью. Все это не могло не вызвать восторг публики. Концерт прошел с успехом и закончился Венгерским маршем из «Осуждения Фауста» Берлиоза на бис.
Источник: "СПб ведомости"
« назад